Система охлаждения автомобиля
		Система охлаждения автомобиля
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ 
Конструктивные особенности. На 
всех рассматриваемых двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого 
типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные клапаны при 
определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей 
жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для 
компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и 
охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Составными элементами 
системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока и головки цилиндров, 
радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат и 
патрубки (рис. 1) 
Радиатор 16 (рис. 1, а) на двигателе ВАЗ-2108 в отличие от радиатора 16 
двигателя ВАЗ-2105 (рис. 1, б) разборный. Он состоит из двух вертикальных 
пластмассовых бачков 15 и 20 (см. рис. 1, а), сердцевины 22, изготовленной 
из ребристых алюминиевых пластин 18 и горизонтальных трубок 17. На правом 
бачке установлены датчик 79 для включения и выключения электродвигателя 13 
вентилятора 23 и сливная пробка 21 радиатора. В целях улучшения циркуляции 
жидкости и теплоотдачи в левом бачке имеется перегородка. Радиатор 
заполняется охлаждающей жидкостью из расширительного бачка 8 по шлангу 7 
через термостат 6. 
Расширительный бачок изготавливается из полупрозрачной пластмассы. Верхний 
патрубок бачка шлангом 11 постоянно соединен с патрубком радиатора, что 
предупреждает образование паровых пробок. Нижний 
патрубок бачка шлангом 7 соединяется с дополнительным патрубком термостата 
6. Заливная горловина бачка герметически   закрыта   пробкой (рис. 2). В 
пробке расширительного бачка помещаются два клапана: выпускной (паровой) 
клапан 4, который открывается при избыточном давлении в системе охлаждения 
до 20 кПа и выпускает часть паров в атмосферу; впускной клапан 2 
(воздушный), который открывается при понижении давления в системе до 95 — 
86 кПа (разрежение) вследствие остывания или слива жидкости и пропускает в 
систему охлаждения атмосферный воздух. 
Вентилятор 23 (см. рис. 1, а) имеет четыре лопасти и привод от 
электродвигателя 13. Включение и выключение электродвигателя во время 
работы двигателя происходят автоматически при помощи датчика 19, 
установленного в правом бачке радиатора, в зависимости от температуры ох- 
[pic] 
Рис. 1. Система охлаждения двигателей: 
а—ВАЗ-2108; б—ВАЗ-2105; / — подводящая труба насоса; 2 — шланг отвода 
охлаждающей жидкости к карбюратору; 3 — выпускной патрубок головки 
цилиндров; 4 — патрубок подвода жидкости к отопителю; 5 и 27— шланги отвода 
жидкости соответственно от блока подогрева карбюратора и от отопителя; 6 — 
термостат; 7и 11 — шланги соответственно от бачка к термостату и от бачка к 
радиатору; 8 — расширительный бачок (компенсационный); 9 — пробка 
расширительного бачка; 10 и 12 — соответственно отводящий и подводящий 
шланги радиатора; 
13 — электродвигатель; 14 — кожух вентилятора; 15 и 20 — бачки радиатора; 
16 — радиатор; 17 — трубки; 18 — охлаждающие пластины; 19 — датчик 
включения и выключения вентилятора; 21 — сливная пробка; 22 — сердцевина 
радиатора; 23 — вентилятор; 24 — жидкостный насос; 25 — ремень привода 
жидкостного насоса; 26 — патрубок отвода жидкости из отопителя салона 
кузова; 28 — рубашка охлаждения; 29 — пробка радиатора; 30 — ремень привода 
вентилятора и жидкостного насоса 
[pic] 
лаждающей жидкости, которая поддерживается в пределах 85 — 95 °С, путем 
включения и выключения электровентилятора. Кожух 14 вентилятора 
обеспечивает создание направленного потока воздуха через сердцевину 
радиатора с целью более быстрого охлаждения в нем жидкости. 
  Жидкостный насос (рис. 3) центробежного типа. Он состоит из корпуса 4 
(рис. 3, а), в котором установлен вал 8 на шариковом подшипнике 6. 
Подшипник стопорится винтом 5, заполняется смазкой Литол-24 на заводе и в 
дальнейшем не смазывается. На передний конец вала напрессован 
зубчатый шкив 7, а на задний — крыльчатка 2. 
Уплотнение заднего конца вала на выходе его из корпуса достигается манжетой 
(сальником) 7 с упорным кольцом 3. 
Привод насоса осуществляется зубчатым шкивом 18  при помощи ремня привода 
распределительного вала. Для предупреждения попадания охлаждающей жидкости 
в подшипник при повреждении манжеты (сальника) в корпусе насоса имеется 
отверстие, через которое жидкость вытекает наружу. 
[pic] 
Термостат двухклапанный, неразборной конструкции, имеет четыре патрубка: 
два входных 10 и 4 (рис. 24), выходной 5 и дополнительный 14. 
Термочувствительный элемент состоит из стакана 8 с резиновой вставкой 9, 
между стенками которых помещается твердый наполнитель 15 (церезин — 
кристаллический воск), обладающий большим коэффициентом объемного 
расширения. Внутри резиновой вставки находится стержень 77, закрепленный в 
стойке основного клапана 7, который прижимается к седлу конической пружиной 
13. На стойке основного клапана помещается перепускной клапан 2 с пружиной 
72. 
При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 ° С основной клапан полностью 
закрыт, а перепускной открыт (рис. 4, а), поэтому жидкость из радиатора в 
насос не поступает, а циркулирует по малому кругу от центробежного насоса в 
рубашку охлаждения и через перепускной клапан обратно к насосу, обеспечивая 
более быстрый прогрев двигателя. По мере нагрева охлаждающей жидкости 
церезин в термостате плавится и, расширяясь, преодолевает сопротивление 
пружины 13 (рис. 4, б), перемещая оба клапана вверх. При температуре 94 °С 
циркуляция по малому кругу прекращается, и вся жидкость проходит через 
основной клапан 7 в радиатор. Для слива охлаждающей жидкости из системы на 
двигателе имеются две сливные резьбовые пробки. Одна пробка 27 (см. рис. 1, 
а) расположена в нижней части правого бачка радиатора, другая — в нижней 
части рубашки охлаждения блока цилиндров. 
От системы охлаждения через шланг жидкость подводится к впускному 
трубопроводу системы питания для подогрева горючей смеси карбюратора, а 
через патрубок 4 — к отопи-телю. Система охлаждения двигателя ВАЗ-1111 
имеет аналогичное устройство. 
На остальных двигателях в отличие от рассмотренного привод жидкостного 
насоса осуществляется клиновидным ремнем от шкива на носке коленчатого вала 
и устанавливается термостат с тремя патрубками (отсутствует патрубок, 
соединяющий термостат с расширительным бачком). 
На двигателях 2106 и 331 автомобилей АЗЛК до 1988 г. устанавливались 
неразборные радиаторы с труб-чато-ленточной сердцевиной, горизонтальным 
расположением латунных трубок и расположенными по бокам 
[pic] 
Рис. 4. Устройство и работа термостата: 
а — основной клапан полностью закрыт, перепускной открыт; б — основной 
клапан полностью открыт, перепускной закрыт; 1 н 2 — соответственно 
основной и перепускной клапаны; 3 — корпус; 4 и 10 — входные 
патрубки соответственно ич рубашки охлаждения и из радиаторе; 5 — выходной 
патрубик (к центробежному 
насосу); б — крышка; 7 — термочувствительный элемент; 8 — стакан; 9 — 
резиновая вставка; / / — стержень; 
12 я 13 — пружины соответственно перепускного и основного клапанов; 14 — 
патрубок для присоединения верхнего шланга расширительного бачка; 15 — 
твердый наполнитель; / и // — положения термочувствительного элемента 
термостата при температуре охлаждающей жидкости соответственно менее и 
более 80 °С (стрелки означают то же, что и на рис. 1) 
латунными бачками. На автомобили более позднего выпуска устанавливаются 
радиаторы с пластмассовыми бачками. 
  На двигателе МеМЗ-245 сердцевина радиатора состоит из алюминиевых трубок, 
концы которых развальцованы в опорных пластинах. 
  Боковые пластмассовые бачки через резиновые прокладки плотно прикрепляются 
к опорным пластинам отгибными усиками. 
  На двигателе ВАЗ-2105 вентилятор 23 (см. рис. 1, б) установлен вместе с 
приводным шкивом 10 (см. рис. 3, б) на ступице 11 вала 14 жидкостного 
насоса и соответственно так же, как и жидкостный насос, имеет привод 
клиновидным ремнем 30 (см. рис. 1, б) от шкива коленчатого вала. До 1988 г. 
на двигателе применялись неразборные радиаторы с трубчато-пластинчатой 
сердцевиной с вертикальными латунными трубками и расположенными сверху и 
снизу латунными бачками. С 1988 г. устанавливаются разборные радиаторы, в 
которых сердцевина изготовлена из двух рядов горизонтально расположенных 
алюминиевых трубок и алюминиевых пластин и через уплотнительные резиновые 
прокладки крепится к боковым пластмассовым бачкам. Заливная горловина 
радиатора закрывается пробкой 29, в которой имеются выпускной (паровой) 4 
(см. рис. 2, б) и впускной (вентиляционный) 2 клапаны. Выпускной клапан 
открывается при избыточном давлении в системе охлаждения. При открытом 
клапане жидкость или пар отводится в расширительный бачок. Это предохраняет 
от разрушения радиатор и патрубки. Впускной клапан не имеет пружины и 
допускает впуск в расширительный бачок и выпуск из него жидкости при ее 
нагревании и охлаждении. При разрежении в системе он открывается, и в 
радиатор поступает жидкость из расширительного бачка. 
  Неисправности системы охлаждения. Признаками неисправности системы 
охлаждения являются подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или 
переохлаждение двигателя. 
  Подтекание жидкости может происходить через неплотности в соединениях 
шлангов и фланцев, трещины в бачках и сердцевине радиатора, неисправные или 
плохо закрывающиеся спускные пробки, а также через контрольное отверстие 
жидкостного центробежного насоса. При этом на месте стоянки образуются 
мокрые пятна и возникает необходимость часто доливать охлаждающую жидкость. 
Для устранения течи через неплотности в соединениях шлангов надо подтянуть 
стяжные хомутики. Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется 
подтягиванием болтов и гаек крепления. В случае протекания жидкости через 
дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса необходимо заменить 
изношенные детали самоуплотняющейся манжеты (сальника). Если небольшое 
подтекание из дренажного отверстия обнаружено в период обкатки автомобиля, 
это может являться результатом незаконченной приработки деталей уплотнителя 
и принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо 
устранять подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к 
попаданию жидкости в подшипник насоса и к его разрушению. Подтекание 
жидкости через трещины в бачках и сердцевине радиатора устраняется 
запаиванием (заклеиванием) поврежденных мест. Подтекание жидкости через 
небольшие трещины может быть устранено путем добавления в охлаждающую 
жидкость специального герметика. 
  Перегрев двигателя характеризуется повышенной температурой и возможным 
закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие: 
недостаточного уровня охлаждающей жидкости; неисправности 
электровентилятора (не включается из-за неисправности датчика или 
электродвигателя, который не дает нужную частоту вращения); засорения 
проходов в сердцевине радиатора; поломки крыльчатки центробежного насоса; 
неисправности термостата (не открывается основной клапан и жидкость через 
радиатор не циркулирует); загрязнения или отложения накипи в рубашке 
охлаждения и радиаторе. Перегрев двигателя может быть вызван также 
неисправностями систем питания и зажигания. При перегреве происходят потеря 
мощности двигателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей 
смесью, а также выгорание масла, что приводит к усиленному изнашиванию 
поршневой группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной 
температурой возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из 
строя, поэтому при первых же признаках перегрева необходимо принимать меры 
к устранению неисправностей. 
  Для проверки исправности термостата непосредственно на автомобиле 
необходимо пустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний 
патрубок радиатора. При исправном термостате бачок или патрубок начинает 
прогреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80 — 90 °С. 
При этом стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна 
находиться на расстоянии 3 — 4 мм от красной зоны шкалы или располагаться 
между делениями 80 — 100 на цифровом указателе. 
  Засорение проходов сердцевины радиатора определяется внешним осмотром и 
устранением вначале прочисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой 
сердцевины струёй воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым 
воздухом. 
  Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и радиаторе значительно ухудшают 
теплоотдачу и вызывают поэтому систематический перегрев двигателя. Для 
устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных 
составов, удаляющих накипь, в соответствии с технологией его применения, 
после чего промыть систему чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью. 
  Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправностью термостата (не 
закрывается основной клапан). Необходимо проверить термостат способом, 
указанным выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя при 
низкой температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и 
вызывает усиленное изнашивание деталей кривошипно-шатунного механизма 
вследствие ухудшения условий смазки из-за конденсации паров топлива, 
смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере. 
  Техническое обслуживание системы охлаждения. Ежедневно необходимо 
проверять отсутствие подтеканий и контролировать уровень охлаждающей 
жидкости, который на остывшем двигателе должен быть на 3 — 4 см выше риски 
с отметкой "М1М" в расширительном бачке, а при наличии двух рисок 
(двигатель МеМЗ-245) — на уровне верхней риски. Во время работы двигателя и 
сразу после его остановки уровень жидкости может несколько повышаться. 
   В качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения двигателей 
используется Тосол А-40 или Тосол А-65. Эти жидкости представляют собой 
смесь технического этиленгликоля и дистиллированной воды с температурой 
замерзания соответственно —40 и —65 °С, температура их закипания при 
атмосферном давлении около 108 °С. При указанных отрицательных температурах 
жидкость превращается не в лед, а в густую массу, которая не вызывает 
повреждения радиатора и блока цилиндров двигателя. Эти жидкости не склонны 
к вспениванию, отложению накипи и испарению, но являются ядовитыми. При 
попадании их в организм человека может произойти тяжелое отравление, 
поэтому их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с ними надо 
хорошо мыть руки с мылом. Не следует допускать попадания жидкости на 
окрашенную поверхность кузова во избежание порчи окраски. Хранить жидкость 
можно в закупоренной чистой стеклянной, пластмассовой или железной, но не 
оцинкованной посуде. 
Для всех двигателей, эксплуатируемых в южных регионах страны, 
круглогодично, а в районах средней полосы и Севера в теплое время года 
пр!/необходимости допускается заливать в систему охлаждения чистую мягкую 
воду. Для этого из системы охлаждения сливают низкозамерзающую жидкость, 
заливают до полного уровня воду, пускают двигатель и прогревают его до 
нормальной температуры (80... 90 °С). Затем останавливают двигатель, 
сливают воду и окончательно заправляют систему чистой водой. Следует, 
однако, иметь в виду, что применение воды способствует образованию накипи 
на внутренних поверхностях рубашки охлаждения. Поэтому целесообразно в воду 
добавлять препарат "Антинакипин". 
Литература: 
С.К. Шестопалов, К.С. Шестопалов 
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ.   |