Синтез управляющего автомата модели LEGO транспортной тележки и моделирование ее движения
		Синтез управляющего автомата модели LEGO транспортной тележки и моделирование ее движения
Кубанский государственный технологический университет 
               Кафедра автоматизации технологических процессов 
                        Задание на контрольную работу 
       По дисциплине “Автоматизированное управление дискретными процессами” 
для студентов заочной формы обучения специальности  21.01  —  “Автоматика  и 
управление в технических системах” на тему:  “Синтез  управляющего  автомата 
модели LEGO — “транспортная  тележка”  и  моделирование  её  движения  вдоль 
трассы” 
       Выдано: 
       Аспирантом каф. АПП  06.09.99          /Напылов Р.Н./ 
             студенту гр. ____________        /____________/ 
                               Краснодар 1999 
       Исходные данные 
1 Управляемый процесс — движение  модели  LEGO  транспортной  тележки  вдоль 
заданной траектории в виде белой  полосы.  Ориентация  тележки  относительно 
трассы регулируется датчиками контраста. 
2 Условная схема транспортной тележки приводится  на  рисунке  1.1.  Тележка 
движется за счёт заднего  привода,  создающего  постоянное  тягловое  усилие 
[pic].  Вращение  переднего  колеса   тележки   осуществляется   с   помощью 
реверсивного поворотного двигателя,  отрабатывающего  с  постоянной  угловой 
скоростью [pic], где [pic] — угол поворота переднего колеса (рисунок 1.1) 
3 Транспортная тележка,  как  объект  управления  имеет  систему  дискретных 
входных и выходных  сигналов,  структурно  представленную  на  рисунке  1.2. 
Кодировка указанных сигналов следующая: 
       Таблица 1.1 – Кодировка управляющих сигналов 
|Разряд   |                                                  | 
|сигнала  |Управляющее действие                              | 
|X        |                                                  | 
|X0       |1 – двигатель тележки включен                     | 
|         |0 – двигатель тележки выключен                    | 
|X1       |1 – поворотный двигатель отрабатывает влево       | 
|         |0 – двигатель влево не отрабатывает               | 
|X2       |1 – поворотный двигатель отрабатывает вправо      | 
|         |0 – двигатель вправо не отрабатывает              | 
       Таблица 1.2 – Кодировка выходных сигналов 
|Разряд   |                                                  | 
|сигнала  |Событие                                           | 
|Y        |                                                  | 
|Y0       |1 – левый датчик над светлой точкой трассы        | 
|         |0 – левый датчик над тёмной точкой трассы         | 
|Y1       |1 – правый датчик над светлой точкой трассы       | 
|         |0 – правый датчик над тёмной точкой трассы        | 
       Сигналы  Y  используются  в  качестве  обратной  связи  управляющего 
автомата. По изменению этих сигналов возможно  судить  о  текущем  положении 
тележки  относительно  белой  полосы  трассы.   Сигналы   X   вырабатываются 
управляющим автоматом в зависимости от поведения во времени сигналов Y  так, 
что бы обеспечить совпадение траекторий движения тележки и трассы. 
4 Решение о подачи питания на задний  привод  тележки  и,  расположенный  на 
ней, управляющий  автомат  принимает  внешний  оператор.  Поэтому,  исходным 
состоянием тележки является активность  двигателя  привода.  В  этом  случае 
задача управляющего автомата состоит только в обеспечении  движения  тележки 
вдоль трассы. 
5 Допущения, делаемые при рассмотрении управляемой тележки в динамике: 
тягловое усилие [pic] постоянное; 
приведённая сила трения [pic]  пропорциональна  линейной  скорости  движения 
тележки; 
сила  трения  [pic],  подменяющая  реакцию  [pic]  в  момент,  когда   [pic] 
(переднее  колесо  проскальзывает),  постоянна   и   пропорциональна   массе 
тележки; 
сила трения [pic], подменяющая реакцию [pic] в момент, когда [pic]  (тележку 
заносит), также постоянна и пропорциональна массе тележки; 
масса тележки [pic] и её  момент  инерции  [pic]  относительно  центра  масс 
связаны  зависимостью:  [pic],  как  если  бы   вся   масса   тележки   была 
сосредоточена в стержне [pic] (рисунок 1.1). 
       Основное задание 
1 Сформировать модель управляющего автомата  в  форме  таблицы  переходов  и 
выходов  автомата  Милли,  предварительно  составив  список  его   возможных 
состояний  и   перекодировав   входной   алфавит   автомата   во   множество 
многозначной логики (Y - четырёхзначное); 
2  Минимизировать,  в  случае  возможности,  таблицу  переходов  и   выходов 
автомата Милли; 
3 Составить алгебрологические выражения функции переходов и функции  выходов 
       минимизированного автомата, используя только двоичное  представление 
входных и выходных сигналов; 
4 Минимизировать полученные функции; 
5  По  минимизированным  логическим  функциям  зарисовать   цифровую   схему 
управляющего   автомата   (стандарт   условного   графического   изображения 
логических элементов — Российский). 
       Дополнительное задание 
       Вывести модель динамики транспортной тележки. Положение центра  масс 
тележки в плоской  системе  координат  задавать  вектором  положения  [pic]. 
Положение точки приложения силы тяги привода задавать вектором [pic]. 
       Список источников 
1 Юдицкий С.А., Магергут В.Э. Логическое управление дискретными  процессами. 
       Модели, анализ, синтез. —   М.: Машиностроение, 1987. — 176 c. 
2  Кузнецов  О.П.,  Адельсон-Вольский   Г.М.   Дискретная   математика   для 
инженеров. — М.: Энергоатомиздат,   1987. — 450 c. 
3 Шварце Х., Хольцгрефе Г.-В. Использование компьютеров  в  регулировании  и 
управлении: Пер. с нем.—М.: Энергоатомиздат, 1990. — 176 с.: ил. 
4 Каган Б.М., Сташин В.В. Основы проектирования микропроцессорных  устройств 
       автоматики. — М.: Энергоатомиздат, 1987. — 304 c. 
5 Мишель Ж., Лоржо К., Эспью  Б.,  Программируемые  контроллеры.  —  Пер.  c 
французского А.П. Сизова — М.: Машиностроение, 1986. 
6 Микропроцессоры: В 3-х кн. Кн. 2. Средства  сопряжения.  Контролирующее  и 
информационно-управляющие  системы:  Учеб.  Для  втузов/В.Д.  Вернер,   Н.В. 
Воробьёв, А.В. Горячев и др.; Под ред. Л.Н. Преснухина.  —  М.:  Высш.  шк., 
1986. — 383 c.: ил. 
7 Фиртич В. Применение микропроцессоров в системах управления: Пер.  с  нем. 
— М.: Мир, 1984,—464 c., ил. 
       Решение основного задания 
1  Выходной  алфавит  транспортной  тележки   является   входным   алфавитом 
управляющего  автомата  Y.  Для  возможности  применения   теории   конечных 
автоматов перекодируем его во множество  четырёх  знаков  в  соответствии  с 
таблицей 5.1. 
       Таблица 5.1 – Кодировка входного алфавита управляющего автомата 
|Y0 |Y1 |Y        | 
|0  |0  |0        | 
|0  |1  |1        | 
|1  |0  |2        | 
|1  |1  |3        | 
2  При  определении  возможных   состояний   управляющего   автомата   будем 
руководствоваться  правилом:  —  допустимо  введение  избыточных  состояний, 
которые  при  последующей  минимизации  автомата   исключаются;   недопустим 
пропуск необходимого состояния, который уменьшает адаптированность  автомата 
       к внешним ситуациям. 
       Перечень   возможных   состояний   автомата,    отождествлённых    с 
ситуационными событиями транспортной тележки, приводится ниже. 
       Таблица 5.2 – Перечень состояний управляющего автомата транспортной 
тележки 
|Код           |Описание состояния                                   | 
|состояния S   |                                                     | 
|0             |Исходное состояние неуправляемого движения;          | 
|1             |Поворот вправо (поворотный двигатель непрерывно      | 
|              |отрабатывает вправо);                                | 
|2             |Поворот влево (поворотный двигатель непрерывно       | 
|              |отрабатывает влево);                                 | 
|3             |Конфликт поворотов.                                  | 
3 Для возможности формирования математической модели  управляющего  автомата 
рассмотрим  описательный  алгоритм  управления   транспортной   тележки   по 
состояниям: 
В исходном состоянии тележка непрерывно движется под действием  привода.  Ни 
один  из  датчиков  контраста  не  находится  над  белой   полосой   трассы. 
Поворотный двигатель остановлен; 
При возникновении белой  полосы  под  левым  датчиком  контраста  включается 
поворотный двигатель на отработку влево. Привод отключается и далее  следует 
движение по инерции, что уменьшает вероятность заноса тележки; 
Как только  левый  датчик  контраста  “сходит”  с  белой  полосы  поворотный 
двигатель останавливается в текущем состоянии, а привод вновь запускается; 
При возникновении белой полосы под правым датчиком — поведение  транспортной 
тележки аналогично; 
Возникновение белой полосы под правым и  левым  датчиком  свидетельствует  о 
том, что тележка движется перпендикулярно трассе. Это сбойная ситуация,  при 
которой следует  отключение  привода  и  блокировка  управляющего  автомата. 
Нормальный ход работы автомата может быть восстановлен только “сбросом”. 
4 Поскольку управляющий сигнал имеет три разряда, то для составления  модели 
       автомата Милли необходимо построить три таблицы переходов и выходов. 
Указанные  таблицы,  эквивалентные   описательному   алгоритму   управления, 
приводятся ниже. 
       Таблица 5.3 – Таблицы переходов и выходов управляющего автомата 
|       |Для X0             |Для X1               |Для X2            | 
|Код    |                   |                     |                  | 
|Si     |                   |                     |                  | 
|       |y                  |y                    |y                 | 
|       |0   |1   |2   |3  |0   |1   |2   |3   |0   |1  |2  |3  | 
|0      |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| 
|       |]   |]   |]   |c] |]   |]   |]   |]   |]   |c] |c] |c] | 
|       |Для X0             |Для X1               |Для X2            | 
|Код    |                   |                     |                  | 
|Si     |                   |                     |                  | 
|       |y                  |y                    |y                 | 
|       |0   |1   |2   |3  |0   |1   |2   |3   |0   |1  |2  |3  | 
|1      |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| 
|       |]   |]   |]   |c] |]   |]   |]   |]   |]   |c] |c] |c] | 
|2      |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| 
|       |]   |]   |]   |c] |]   |]   |]   |]   |]   |c] |c] |c] | 
|3      |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| 
|       |]   |]   |]   |c] |]   |]   |]   |]   |]   |c] |c] |c] | 
5 Как видно, состояния S0, S1, S2 явно эквивалентны, причём для  каждого  из 
выходов X. Представляется возможным эти эквивалентные  состояния  обозначить 
одним  состоянием  S0  –  состояние  управления  тележкой.  В  этом  случае, 
состояние блокировки S3 удобно переобозначить как S1 – состояние  блокировки 
       автомата. В результате получаем модель несократимого автомата Милли. 
       Таблица 5.4 – Таблицы переходов и выходов несократимого автомата 
|       |Для X0             |Для X1               |Для X2            | 
|Код    |                   |                     |                  | 
|Si     |                   |                     |                  | 
|       |y                  |y                    |y                 | 
|       |0   |1   |2   |3  |0   |1   |2   |3   |0   |1  |2  |3  | 
|0      |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| 
|       |]   |]   |]   |c] |]   |]   |]   |]   |]   |c] |c] |c] | 
|1      |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| 
|       |]   |]   |]   |c] |]   |]   |]   |]   |]   |c] |c] |c] | 
6 Учитывая, что код состояния полученной  модели  описывается  одноразрядным 
сигналом S, а также учитывая  кодировку  входных  сигналов  Y  (табл.  5.1), 
составим таблицу истинности комбинационной схемы автомата,   непосредственно 
       по таблице 5.4 и введя обозначения: S[j] — текущий сигнал состояния, 
S[j+1] — сигнал состояний на следующем такте автомата. 
       Судя по таблице 5.5, минимизации поддаётся только функция  переходов 
[pic]. Минимизируем её методом карт Карно (см. рис. 5.1). 
       Таблица 5.5 – Таблица истинности комбинационной схемы автомата 
|S[j]   |0 |0 |0 |0 |1 |1 |1 |1 | 
|Y0     |0 |0 |1 |1 |0 |0 |1 |1 | 
|Y1     |0 |1 |0 |1 |0 |1 |0 |1 | 
|S[j+1] |0 |0 |0 |1 |1 |1 |1 |1 | 
|X0     |1 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | 
|X1     |0 |0 |1 |0 |0 |0 |0 |0 | 
|X2     |0 |1 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | 
7 Теперь  можно  записать  логические  выражения  для  комбинационной  схемы 
автомата. 
       Функция переходов: 
        [pic]. (5.1) 
       Функции выходов в СДНФ по таблице истинности: 
        [pic]. (5.2) 
       Для   удобства   реализации    комбинационной    схемы    представим 
рассматриваемые функции в базисе “ИЛИ-НЕ”: 
        [pic]. (5.3) 
8 На основе системы (5.3), окончательно получаем цифровую  схему  реализации 
управляющего автомата транспортной тележки, представленную на рисунке 5.2. 
       Особенностью полученной схемы  является  то,  что  она  не  содержит 
элементы памяти и  задержки  и,  соответственно,  не  является  тактируемой. 
Такой вариант реализации возможен для автоматов с  двумя  состояниями,  одно 
из  которых  является  абсолютно  устойчивым.  В  нашем   случае   состояние 
блокировки есть абсолютно устойчивое состояние.  Если  комбинационная  схема 
сформируем это состояние, то за счёт обратной связи по линии  S  запрещается 
реакция  выходов  X  на  изменение  входных  сигналов  Y.  Выход  из   этого 
устойчивого состояния возможен  только  принудительным  обнулением  линии  S 
единичным   уровнем   на   линии   “Сброс”.   Конфликтных   “Состязаний”   в 
рассматриваемом автомате не возникает. 
       Решение дополнительного задания 
1  Действующая  на  тележку  в  динамике  система  сил   раскладывается   на 
результирующую силу, приложенную к центру масс  тележки  [pic]  и  вращающий 
момент [pic], относительно того же центра масс. 
2 Как видно из  рисунка  1.1  вращающий  момент  определяется  только  силой 
реакции опоры переднего колеса [pic] — 
        [pic], (6.1) 
[pic] — угол поворота переднего колеса. 
Зная из рисунка, что 
        [pic], (6.2) 
получим: 
        [pic]. (6.3) 
Положительные значения вращающего  момента  соответствуют  повороту  тележки 
влево, отрицательные — вправо. 
3 Результирующая сила,  действующая  на  центр  масс  тележки,  определяется 
векторной суммой всех сил на рисунке 1.1: 
        [pic]. (6.4) 
       Для нашего случая  важно  знать  направление  действия  силы  [pic], 
которое  зависит  от  направлений  и  величин  составляющих  рассматриваемой 
суммы. В свою очередь направления составляющих рассматриваются  относительно 
положения  габаритной  определяющей,   которое   характеризуется   единичным 
вектором: 
        [pic], (6.5) 
[pic] — вектор, задающий координаты центра масс тележки; 
       [pic] — вектор,  задающий  координаты  точки  приложения  силы  тяги 
[pic]; 
       [pic] — габаритная определяющая транспортной тележки. 
4 Вектор [pic] представляется в базисе вектора [pic] следующим образом: 
        [pic], (6.6) 
[pic] — единичный вектор, ортогональный вектору [pic], 
       или 
        [pic]. (6.7) 
       Если [pic] имеет координаты [pic], то [pic] имеет координаты  [pic]. 
Тогда вектор [pic], выраженный в базисе Декартовой системы координат,  имеет 
вид: 
        [pic], (6.8) 
[pic] — матрица (оператор) поворота вектора [pic] на угол [pic]. 
Теперь, используя выражение (6.2), окончательно найдём, что 
        [pic]. (6.9) 
5 Из рисунка 1.1 очевидным образом  вытекают  выражения  для  векторов  силы 
тяги и приведённой силы трения, а именно: 
        [pic], (6.10) 
        [pic]. (6.11) 
6 Центростремительная реакция трассы [pic] определяется произведением  массы 
       тележки  и  нормальной  составляющей  ускорения  её   центра   масс, 
возникающей при закруглении траектории движения: 
        [pic], (6.12) 
[pic] — центростремительное ускорение. 
       Если траектория движения центра масс задаётся вектором [pic], то 
        [pic], (6.13) 
[pic] — вектор скорости центра масс; 
       [pic] — вектор полного ускорения; 
       [pic] — оператор скалярного произведения векторов. 
Это физический факт. Вывод его опускаем. 
7 Центр масс тележки смещается под действием результирующей силы [pic],  при 
       этом справедливо: 
        [pic]. (6.14) 
8 Точка приложения силы тяги  смещается  под  действием  вращающего  момента 
[pic], за счёт которого ей придаётся угловое ускорение [pic]: 
        [pic], (6.15) 
[pic] — момент инерции тележки относительно центра масс. 
       Зная угловое ускорение можно найти тангенциальное [pic] в  скалярной 
форме: 
        [pic], 
       а затем и в векторной: 
        [pic], (6.16) 
[pic] — векторная скорость изменения ориентации габаритной определяющей. 
       С другой стороны, —  вектор  тангенциального  ускорения  может  быть 
выражен через полное ускорение вектора [pic]: 
        [pic], (6.17) 
[pic]  —  вектор   полного   ускорения   изменения   ориентации   габаритной 
определяющей; 
       В результате имеем связь: 
        [pic]. (6.18) 
9 Учитывая, что приведённая  сила  трения  пропорциональна  модулю  скорости 
центра масс: 
        [pic], (6.19) 
[pic] — коэффициент трения, 
на  основании  всех  найденных  зависимостей  путём  исключения  неизвестных 
нетрудно получить систему  дифференциальных  уравнений,  являющуюся  моделью 
динамики транспортной тележки в векторной  форме.  Записать  эту  систему  в 
одну строчку проблематично, поэтому ограничимся указанием того,  что  первое 
дифференциальное уравнение системы  строится  на  основе  выражений:  (6.3), 
(6.4), (6.5), (6.9), (6.10), (6.11), (6.13), (6.14),  (6.19),  а  второе  на 
основе:  (6.3),  (6.5),  (6.18).   Решением   первого   уравнения   является 
зависимость траектории центра масс тележки от времени,  решением  второго  — 
ориентация во времени вектора [pic]. 
       Полученная система не имеет аналитического решения и поэтому  должна 
решаться численно при любой зависимости от времени  угла  поворота  [pic]  и 
четырёх начальных условиях типа: 
        [pic], (6.20) 
которые  показывают,  что  в  нулевой  момент  времени  центр  масс  тележки 
находится в начале координат, скорость тележки равна нулю (и  поступательная 
и вращательная), тележка сориентирована вертикально по оси [pic]. 
       Для более детального учёта свойств транспортной тележки  в  динамики 
выражения векторов реакций  трассы  должны  быть  заменены  на  выражения  с 
условиями  сравнений  в  соответствии  с  допущениями,  сформулированными  в 
задании контрольной работы. 
----------------------- 
                             Действие на трассу 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
                                      ц 
                                      Д 
       Д — датчики контраста; 
       ц — центр масс тележки; 
       [pic] — вектор тяглового усилия двигателя; 
       [pic] — вектор приведенной силы трения; 
       [pic] — вектор реакции трассы (опоры) на переднее колесо; 
       [pic] — центростремительная реакция трассы; 
       [pic] — упрощенная габаритная определяющая; 
       [pic] — расстояние между датчиками контраста. 
       Рисунок 1.1 – Динамическая схема транспортной тележки 
       [pic] 
       [pic] 
                                   Тележка 
       [pic] — трёхразрядный управляющий сигнал; 
       [pic] — двухразрядный выходной сигнал. 
       Рисунок 1.2 – Структурная схема управления транспортной тележкой 
       [pic] 
                                   Автомат 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       Рисунок 5.1 – Минимизация функции переходов методом карт Карно 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
                                      1 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
       [pic] 
“Сброс” 
       Рисунок 5.2 – Цифровая схема управляющего автомата транспортной 
тележки   |