Развитие науки в XX веке
		Развитие науки в XX веке
Развитие науки в XX веке. 
      Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями  в  жизни 
человеческого  общества.  Глубокие  сдвиги  в  экономических,  политических, 
общественных структурах  периодически  взрывают  устоявшийся,  казалось  бы, 
порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В  основе  этих 
движений  -  научно-технический   прогресс,   темпы   которого   все   более 
ускоряются. 
      Произошла целая серия технологических  и  фундаментальных  открытий  в 
области  электроники,  радиофизики,  оптоэлектроники  и  лазерной   техники, 
современного  материаловедения  (“новые  материалы”),  химии   и   катализа, 
создание современных авиации и космонавтики, бурное развитие  информационных 
технологий, поразительные результаты  в  области  микро-  и  наноэлектроники 
породили  производство  наукоемких  продуктов,  в   основе   которых   лежат 
наукоемкие технологии, за счет которых происходит экономическое  развитие  в 
последние годы. Поэтому научно-технический прогресс в последние  десятилетия 
приобретает ряд новых черт. Новое качество рождается в сфере  взаимодействия 
науки, техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое  сокращение 
срока реализации научных  открытий:  средний  период  освоения  нововведений 
составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. -  24  года,  с  1945  по 
1964г. -  14  лет,  а  для  наиболее  перспективных  открытий  (электроника, 
атомная  энергетика,  лазеры)  -  3-4  года.   Произошло,   таким   образом, 
сокращение  этого  периода  до  продолжительности   строительства   крупного 
современного  предприятия.   Это   означает,   что   появилась   фактическая 
конкуренция научного знания и технического  совершенствование  производства, 
стало экономически более  выгодным  развивать  производство  на  базе  новых 
научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники.  В 
результате изменилось взаимодействие науки с производством:  раньше  техника 
и производство развивались в основном путем накопления эмпирического  опыта, 
теперь  они  стали  развиваться  на  основе  науки  -  в   виде   наукоемких 
технологий.  Это  технологии,  в  которых  способ   производства   конечного 
продукта  включает  в  себя  многочисленные  вспомогательные   производства, 
использующие новейшие технологии. В наукоемких отраслях высоки темпы научно- 
технического прогресса. Например, в  ключевой  области  современного  НТП  - 
микроэлектронике  -  скорость  накопления  опыта  характеризуется  ежегодным 
удвоением сложности и объема выпуска  интегральных  схем  при  30-процентном 
снижении издержек и цен.  В  этих  условиях  отставание  чревато  не  только 
потерей позиций в данной отрасли, но  и  безнадежным  отставанием  отраслей, 
где широко  применяется  электроника  -  в  таких  наукоемких  отраслях  как 
лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения  и  др.  Эти  технологии 
используют многочисленные  достижения  фундаментальных  и  прикладных  наук. 
Скорость  появления  новых  изобретений  и  совершенно   новых   направлений 
исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями  научного 
знания способствует увеличению  скорости  морального  износа  уже  имеющейся 
техники и технологии. Следующее за  этим  обесценение  постоянного  капитала 
вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности.  Поэтому 
у производителей высок интерес  к  научным  знаниям,  они  заинтересованы  в 
контактах с наукой. 
      Кроме того наукоемкие технологии не представляют собой изолированные, 
обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг 
друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные 
разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, 
принципов, идей. Чрезвычайно важны также распространение одной и той же 
научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и 
продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка. Требуется 
вести активный научный поиск, который потребуется вести во многих 
направлениях, чтобы не пропустить какой-либо способ перспективного 
применения нововведения. Риск неточного выбора направления разработки 
чрезвычайно велик. За последние 15-20 лет развитые страны накопили 
значительный опыт организации инновационной деятельности. Возникли 
различные формы внедрения научных разработок в производство (ведь сами по 
себе технологии никому не нужны, если нет их практического использования: 
технологическая кооперация, межстрановый технологический трансферт, 
территориальные научно-промышленные комплексы. 
                            Американская модель. 
      В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа  “научных 
парков”: 
“научные парки” в узком смысле слова; 
“исследовательские парки”, отличающиеся от  первых  тем,  что  в  их  рамках 
новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа; 
“инкубаторы”(в США) и инновационные  центры  (в  Великобритании  и  Западной 
Европе), в  рамках  которых  университеты  “дают  приют”  вновь  возникающим 
компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную  плату  землю, 
помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам. 
      “Научные парки” - формы интеграции науки с промышленностью - относятся 
к разряду территориальных научно-промышленных комплексов. 
      Крупнейший из “научных парков” США - Стэнфордский.  Он  расположен  на 
землях   университета,   сдаваемых   в   аренду    сроком    на    51    год 
“высокотехнологичным”  компаниям,  взаимодействующим  с   университетом:   в 
последнем  преподает  много  инженеров-исследователей.  Парк  был   объявлен 
заполненным в 1981 году - 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди  компаний  - 
три главных учреждения геологической службы США, гиганты  электроники  (IBM, 
Hewlett  Packard),  аэрокосмические  компании   (“Локхид”),   химические   и 
биотехнологические. 
      Типичный  пример  “исследовательского  парка”,  в  котором  на  землях 
университета находятся не предприятия и лаборатории собственно  промышленных 
компаний, а исследовательские  институты  некоммерческого  характера,  тесно 
связанные  с  промышленностью,   -   Центр   Иллинойского   Технологического 
Института (ИТИ), частный исследовательский центр США  с  бюджетом  около  68 
млн. долларов в год. 
      “Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой  старейший 
“научный парк” Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный “научный  парк” 
в Европе, в котором  разрешено  только  проведение  научно-исследовательских 
работ и запрещено массовое производство. 
                              Японская модель. 
      Японская  модель  “научных  парков”,  в   отличие   от   американской, 
предполагает  строительство  совершенно  новых  городов  -  так   называемых 
“технополисов”,  сосредотачивающих  научные  исследования  в   передовых   и 
пионерных  отраслях   и   наукоемкое   промышленное   производство.   Проект 
“Технополис” - проект создания технополисов -  был  принят  к  реализации  в 
1982 году. 
      В  качестве  создания  “технополисов”  избрано   19   зон   равномерно 
разбросанных по четырем островам.  Все  “технополисы”  должны  удовлетворять 
следующим критериям: 
быть расположенным не далее, чем  в  30  минутах  езды  от  своих  “городов- 
родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек)  и  в  пределах  1  дня 
езды от Токио, Нагои или Осаки; 
занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям; 
иметь сбалансированный  набор  современных  научно-промышленных  комплексов, 
университетов и исследовательских институтов  в  сочетании  с  удобными  для 
жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой; 
быть  расположенными  в  живописных  районах  и  гармонировать  с   местными 
традициями и природными условиями. 
      В 35 милях к северо-востоку  от  Токио  расположен  “город  мозгов”  - 
Цукуба.  В  нем  живет  11500  человек,  работающих  в  50   государственных 
исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из  98 
ведущих государственных исследовательских  лабораторий  Японии,  что  делает 
этот городок  одним  из  крупнейших  научных  центров  мира.  В  отличие  от 
“технополисов”, главная цель которых - коммерциализация результатов  научных 
изысканий,  предполагающая  специализацию  на  прикладных  исследовательских 
работах, Цукуба  -  город  фундаментальных  исследований,  и  роль  частного 
сектора в ней невелика. 
      Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне - за 
счет местных налогов  и  взносов  корпораций.  “Ядром”  ряда  “технополисов” 
(Хиросимы, Убе, Кагосимы) является  строительство  “научных  городков”  типа 
Цукубы.  Некоторые   довольствуются   расширением   научных   и   инженерных 
факультетов  местных  университетов.  Большинство   “технополисов”   создают 
центры “пограничной  технологии”  -  инкубаторы  совместных  исследований  и 
венчурного бизнеса. 
                              Смешанная модель. 
      Примером смешанной  модели  “научных  парков”,  ориентированной  и  на 
японскую, и  на  американскую,  могут  служить  “научные  парки  Франции,  в 
частности, крупнейший из них “София Антиполис” (расположен  на  Ривьере,  на 
площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям  и 
исследовательским организациям; максимальное предусмотренное  число  занятых 
- около 6 тысяч человек).   |