Расчет характеристик участка линейного нефтепровода
		Расчет характеристик участка линейного нефтепровода
Классификация нефтепродуктопроводов и нефтепроводов. 
    Трубопровод,   предназначенный   для   перекачки   нефтей,   называется 
нефтепроводом,  а  нефтепродуктов  –  нефтепродуктопроводом.   Последние   в 
зависимости  от  вида  перекачиваемого  продукта  называют   бензопроводами, 
мазутопроводами и т. д. 
    В зависимости от назначения,  территориального  расположения  и  длинны 
трубопроводы   делят   на   внутренние   (внутрибазовые,    внутризаводские, 
внутрицеховые, внутри промысловые), местные (между  перекачивающей  станцией 
и нефтебазой, заводом и нефтебазой и т.д.), магистральные. 
    К магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам относятся: 
Нефтепроводы и отводы от них, по  которым  нефть  подается  на  нефтебазы  и 
перевалочные нефтебазы 
Нефтепродуктопроводы и отводы от них, по которым  нефтепродукты  с  головной 
насосной станции подаются на нефтебазы. 
    Магистральный нефтепровод работает круглосуточно в течение всего  года. 
Он имеет относительно большой диаметр и длину. Для перекачки по нему  нефтей 
и нефтепродуктов создается давление 5,0 – 6,5 МПа. 
    Основные объекты и сооружения магистральных трубопроводов. 
    Магистральный трубопровод состоит из следующих комплексов сооружений. 
    1.  Подводящих   трубопроводов,   связывающих   источники   нефти   или 
       нефтепродуктов  с  головными  сооружениями  трубопровода.  По   этим 
       трубопроводам перекачивают нефть от  промысла  или  нефтепродукт  от 
       завода в резервуары головной станции. 
    1.  Головной  перекачивающей  станции,  на  которой  собирают  нефть  и 
       нефтепродукты,  предназначенные  для  перекачки  по   магистральному 
       трубопроводу. Здесь производят приемку нефтепродуктов, разделение их 
       по сортам, учет и перекачку на следующую станцию. 
    1. Промежуточных перекачивающих станций, на которых нефть,  поступающая 
       с предыдущей станции, перекачивается далее. 
    1.  Конечных  пунктов,   где   принимают   продукт   из   трубопровода, 
       распределяют  потребителям  или  отправляют  далее  другими   видами 
       транспорта. 
    1.  Линейных  сооружений  трубопровода.  К  ним  относятся   собственно 
       трубопровод,  линейные  колодцы  на  трассе,  станции   катодной   и 
       протекторной защиты, дренажные установки, а так  же  переходы  через 
       водные препятствия, железные и автогужевые дороги. 
    Основной  составной   частью   магистрального   трубопровода   является 
собственно  трубопровод.  Глубину  заложения   трубопровода   определяют   в 
зависимости от климатических и геологических условий,  а  так  же  с  учетом 
специфических условий, связанных с  необходимостью  поддержания  температуры 
перекачиваемого продукта. 
    На  трассе  с  интервалом  10  –  30  км,  в  зависимости  от  рельефа, 
устанавливают линейные  задвижки  для  перекрытия  участков  трубопровода  в 
случае  аварии.  Промежуточные  станции  размещают  по  трассе  трубопровода 
согласно гидравлическому расчету. Среднее значение перегона между  станциями 
100 – 200 км. 
    Рассмотрим участок трубопровода между двумя промежуточными станциями. 
                     РН 
                          РК 
                          D 
                                                         L 
    Дано: 
      М = 198 [кг/с] – массовый расход 
      D = 1,22 [м] – диаметр трубы 
      К э = 0,001 [м] – шероховатость трубы 
      r = 870 [кг/м3] – плотность 
      u = 0,59 * 10-4 [м2/с] - вязкость 
      Рн = 5,4 * 106 [кг/мс2] – давление 
      L = 1.2 * 105 [м] – длина нефтепровода 
      С = 1483 [м/с] – скорость света в идеальной жидкости 
      Т = 293°К – температура 
    Примем допущения: 
1. Жидкость идеальна 
1. Процесс стационарный 
1. Процесс с распределенными параметрами 
1. Трубопровод не имеет отводов 
1. Трубопровод не имеет перепадов по высоте 
1. Движение нефти в трубопроводе ламинарное 
1. Процесс изотермический. 
    Прежде чем находить математическую  модель линейного трубопровода 
выведем закон сохранения массы и закон сохранения количества движения. 
    Закон сохранения массы. 
    Этот закон гласит: масса любой части материальной системы,  находящейся 
в  движении,  не  зависит  от  времени  и  является  величиной   постоянной. 
Поскольку  скорость  изменения  постоянной  величины  равна   нулю,   полная 
производная по времени от массы любой части  рассматриваемой  системы  будет 
так же равна нулю. Математически это запишется так: 
    [pic]             (1) 
    где           r(х)           –            плотность            вещества 
                       х   =   (х1,   х2,    х3)    –    координаты    точки 
                      W       -       произвольный       объем       системы 
                 dV – дифференциал объема   (dV = dx1 + dx2 + dx3) 
    Это уравнение называется интегральной формой закона сохранения массы. 
    Движение системы можно  задать  тремя  функциями   [pic]            (2) 
определяющими в момент времени t при t = t0 точка занимала положение [pic]. 
    Выразим начальные координаты через текущие [pic].    (3) 
    Перейдем от координат    [pic]     к   [pic] получим: 
    [pic]           (4) 
    где    J – якобиан преобразования. 
    [pic]        (5) 
    Делая обратный переход от  [pic]   к    [pic]    получим: 
    [pic]   (6) 
    По правилу дифференцирования определителей получим: 
    [pic]               (7) 
    примем  [pic] 
    Из этого равенства и определения якобиана следует 
    [pic]    (8) 
    С учетом этого равенства, уравнение (6) примет вид. 
    [pic]= 0                     (9) 
    Раскрывая полную производную по времени в подынтегральном выражении  по 
правилу 
    [pic]                                                              (10) 
    приведем уравнение (9) к виду 
    [pic]                     (11) 
    В  силу  произвольности  выбора  множества  W  из  (9)   следует,   что 
подынтегральное выражение должно быть равно нулю. 
    [pic]                               (12) 
    Эта формула называется  законом  сохранения  массы  в  дифференциальной 
форме. 
    Для одномерного течения жидкости уравнение примет вид 
                                                                      [pic] 
   (13) 
    Закон сохранения количества движения. 
    Этот закон гласит: скорость изменения количества движения  любой  части 
материальной системы, находящейся в движении, равна сумме всех внешних  сил. 
В математическом виде этот закон запишется так: 
    [pic]                        (1) 
    где   [pic]           (2) 
    Fv – силы обусловленные силовыми полями 
    Fs – силы действующие на единицу поверхности. 
    Подставив (2) в (1) получим интегральную форму записи закона сохранения 
количества движения 
    [pic].                     (3) 
    Это  векторное  уравнение  эквивалентно  системе  из  трех   уравнений, 
отражающих закон сохранения количества движения по каждой из  координат  х1, 
х2, х3 
    [pic]                         (4) 
    Пользуясь   правилами   дифференцирования   интеграла,    взятого    по 
изменяющемуся объему и объединяя два слагаемых, получим 
    [pic] .               (5) 
    Учитывая  [pic]  приведем (5) к виду 
    [pic]  .         (6) 
    Поскольку   это   равенство   справедливо   при   произвольном   объеме 
подынтегральное выражение (6) должно быть равно нулю 
    [pic].                             (7) 
    Выражение (7) есть  дифференциальная  форма  записи  закона  сохранения 
количества движения. 
    Для одномерного случая, когда все составляющие сил и скоростей по  всем 
направлениям, кроме оси х1, равны нулю, уравнения (5) и (7) примет вид 
    [pic] . 
    Для  написания  математической  модели  линейного  нефтепровода   будем 
пользоваться этими двумя законами. 
    Дифференциальная форма записи линейного нефтепровода. 
    Рассмотрим динамическую модель нефтепровода. Запишем исходные уравнения 
законов сохранения массы и количества движения в интегральной форме 
    [pic]             (1) 
    [pic]         (2) 
    В качестве  объема  W  выберем  цилиндр,  вырезанный  из  потока  двумя 
перпендикулярными к  оси  трубы  сечениями,  отстоящими  друг  от  друга  на 
                                             расстоянии  DХ1.   Считая   DХ1 
малой величиной, уравнения можно записать в виде 
    [pic]         (3) 
    [pic]       (4) 
    где S0 – площадь основания выделенного цилиндра 
     [pic]         ;             d – диаметр трубы. 
    Считая величины  [pic] и  [pic] постоянными по  сечению  и  переходя  к 
средней скорости потока v по сечению трубы   по правилу 
    [pic]                         [pic].          (5) 
    Из уравнений (3) и (4) получим. 
    [pic]                             (6) 
    [pic]              (7)[pic] 
    Коэффициент  [pic]  введен для учета профиля скорости по сечению трубы. 
Для ламинарного течения   [pic]. 
    Сила  [pic] определяется полем сил тяжести 
    [pic].                       (8) 
    Силу [pic], действующую на поверхность объема интегрирования,  разделим 
на две составляющие: 
           [pic]-  сила,  обусловленная  разностью  давлений  на   основании 
цилиндра 
          [pic]- сила, определяемая трением объема стенки 
         [pic]            (9) 
    здесь       [pic] - боковая поверхность цилиндра 
      [pic]-  касательное напряжение трения на стенке трубы 
     [pic] ;                   [pic]-  коэффициент сопротивления. 
    Раскладывая   [pic]   в  ряд  Тейлора  и  ограничившись  первыми  двумя 
членами, получим. 
    [pic]                             (10) 
    Подставив  (8)  и  (10)  в  (7),  запишем  законы  сохранения  массы  и 
количества движения для движения жидкости по нефтепроводу в следующем виде: 
    [pic]                                          (11) 
    [pic]                     (12) 
    Введем  дополнительное  уравнение.  Это  соотношение  между  скоростями 
изменения плотности и давления: 
    [pic]                               (13) 
    где С – скорость звука в жидкости. 
    Второе уравнение можно упростить объединив слагаемые   [pic]  и  [pic]. 
Такое упрощение возможно, если принять суммарное давление в точке  х  равным 
[pic][pic], где [pic]- высота  подъема  трубопровода  от  нулевой  точки.  В 
нашем случае [pic]. Слагаемое   [pic]  -  характеризует  изменение  давления 
вдоль трубопровода за счет скорости напора. 
    Для несжимаемой  жидкости,  когда   [pic]    и    [pic]    вдоль  трубы 
постоянны, это  слагаемое  равно  нулю.  Учитывая  уравнение  (13),  получим 
обычно используемую математическую модель для описания движения  жидкости  в 
линейном трубопроводе: 
    [pic]                  (14) 
    Система уравнений (14) нелинейна. 
    Линеаризуем эту систему, приняв во внимание [pic][pic] 
    Линеаризованная система имеет вид: 
    [pic]                                 (15) 
    Приняв  во  внимание,  что  в  длинном   нефтепроводе   у   нас   будут 
отсутствовать инерционные силы, первое слагаемое во втором  уравнении  можно 
принять равным нулю. 
    Система уравнений примет вид: 
    [pic]                                      (16) 
    Перейдем к реальным параметрам трубопровода.  [pic] – массовый расход. 
    Получим: 
    [pic]                                     (17) 
    Примем  [pic] а [pic]. 
    [pic]                                     (18) 
    Система дифференциальных уравнений (18) является математической моделью 
линейного нефтепровода. 
    Статический режим работы линейного нефтепровода. 
    Для   рассмотрения   статического   режима    линейного    нефтепровода 
воспользуемся вторым уравнением системы (18) 
    [pic]                      где [pic]. 
    [pic] 
    Т.к.  [pic] получим. 
    [pic] 
    Приняв во внимание то, что [pic] получим. 
    [pic] 
    Проинтегрировав это уравнение 
    [pic] 
    получим: [pic]     [pic] 
    Коэффициент  гидравлического  сопротивления  определяется  по   формуле 
А. Д. Альтшуля. 
    [pic]                      [pic] 
     Число Рейнольдса [pic] определяется  по  формуле  [pic]  где  [pic]  – 
вязкость. Число Рейнольдса безразмерная величина. 
     Проверим. 
    [pic] 
    Вычислим число Рейнольдса: 
    [pic]. 
    [pic] 
    [pic] 
    Построим график статического режима линейного трубопровода. 
[pic] 
    Динамический режим работы линейного нефтепровода. 
    Допустим, что у нас был установившийся режим, характеризующийся при: 
    [pic]. 
    Пусть в какой-то момент времени t = 0 на входе      Р 
был создан скачек: [pic], но давление на 
выходе нефтепровода не изменилось. Нас будет ин-                   [pic] 
тересовать     как      изменится      давление      в      любой      точке 
                 t 
нефтепровода. 
    Воспользуемся  ранее  выведенной  системой  дифференциальных  уравнений 
(18). 
    [pic]          где     [pic]                      (1) 
    Дифференцируя  второе  уравнение  по  х  и  учитывая  первое,   получим 
уравнение: 
    [pic].                          (2) 
    Для упрощения уравнения примем  [pic], тогда уравнение запишем: 
    [pic].                          (3) 
    Напишем для него начальные и граничные условия: 
Начальные условия:   [pic]. 
при:     [pic][pic] 
                где [pic] есть единичный скачек. 
    Решим уравнение (3) используя метод преобразования Лапласа. 
    Для этого, вместо Р введем вспомогательную величину Р*, такую что 
    [pic]                где S - оператор                         (4) 
тогда граничные условия перепишутся в виде: 
1. [pic] 
1. [pic]                                         (5) 
    Умножим обе части уравнения (3) на e-St и проинтегрируем в пределах  от 
0 до [pic] во времени 
    [pic]                     (6) 
    Рассмотрим левую часть уравнения 
    [pic].            (7) 
    Рассмотрим левую часть уравнения 
    [pic].                       (8) 
    Приравниваем обе части: 
    [pic] 
    [pic].                                  (9) 
    Найдем сначала решение однородного уравнения 
    [pic].                                                            (10) 
    Пусть Р* определяется как  [pic]. 
    Нам необходимо определить [pic] и С 
    [pic]             откуда    [pic],  а  [pic]. 
    Тогда решением уравнения является 
    [pic]                    (11). 
    Для определения коэффициентов С1 и С2 учтем граничные условия 
х=0;                [pic]                  (12) 
x = L;            [pic]                (13) 
отсюда выразим значения С1 и С2 :           [pic], 
                  [pic]               (14). 
    Подставив  найденное  значение  коэффициентов   в   (11)   окончательно 
получаем: 
    [pic]          (15). 
    Применим к выражению (15) обратное преобразование Лапласа 
    [pic]                 (16) 
    где   [pic]  окончательно запишется: 
    [pic]    (17). 
    Разложив подынтегральную функцию в ряд Тейлора,  ограничившись  первыми 
двумя членами и взяв интегралы, мы получим конечную формулу: 
[pic] 
    Формула имеет вынужденную  и  свободную  составляющие.  Нас  интересует 
поведение свободной составляющей. 
    Построим график динамического режима линейного нефтепровода  (свободной 
составляющей) в точке х = 60 км. 
[pic] 
----------------------- 
ПС 
ПС   |