Расчет подкрановой балки
		Расчет подкрановой балки
1.Выбор стали и расчетных сопротивлений 
                     для основного и наплавного металла. 
      По табл.50 СниП 11-23-81* [3] для группы конструкций 1 и 
климатического района 114 принимаем сталь обыкновенного качества С255 по 
ГОСТ 27772-88. 
По табл.51 норм  [3] для стали С255 при толщине листового широкополосного 
проката стенки балки от 10 до 20 мм назначаем предел текучести  Ryn = 245 
МПа, временное сопротивление  R un  = 370 МПа и расчетное сопротивление по 
пределу текучести Ry = 240 МПа. Аналогичные прочностные  показатели  для 
стали  поясов  балки с  толщиной проката от 20 до 40 мм будут :  Ryn = 235 
МПа, Run = 370 МПа, Ry = 230 МПа. 
      По  табл.1 СНиП [3] вычисляем для стенки расчетное сопротивление 
стали на сдвиг (срез) :         Rs = [pic] 138.6 МПа , 
           где   (m=1.025 – коэффициент надежности по материалу в 
      соответствии с п.3.2. 
                       норм  [3]. 
      По  табл. 4*  и  55  СНиП [3]  для  автоматической  сварки  под 
флюсом,  группы конструкций  1,  климатического  района  114 ,  стали  С255 
 принимаем  сварочную проволку Св-08АГ  по  ГОСТ 2246-70*. 
      По табл. 56 норм [3]  для выбранного сварочного материала назначаем 
расчетное сопротивление углового шва по металлу шва   Rwf = 200 МПа. 
      По табл.3 [3]  вычисляем расчетное сопротивление по границе 
сплавления : 
                 Rwz = 0.45*Run = 0.45*370 = 166.5 МПа. 
      Устанавливаем  критерий  расчетных  сопротивлений  угловых  швов  по 
п .11.2* СНиП-23-81*  при  Ryn < 285 МПа  для автоматической сварки : 
                       Rwz < Rwf ( Rwz*[pic], 
           Rwz  = 166.6 МПа < Rwf = 200 МПа > 166.5*[pic]= 174 МПа. 
      Здесь  (z = 1.15 и  (f = 1.1 – коэффициенты проплавления шва по табл. 
34* [3]. 
      Невыполнение неравенства означает, что дальнейший расчет следует 
вести по металлу границы  сплавления. 
                        2.Подсчет нагрузок на балку. 
Вертикальное  давление колеса крана : 
      F = Fn * (f * kd * ( * (n = 85*1.1*1.1*0.95*0.95 = 92.82 кН. 
Здесь     –  Fn  = 85 кН   –  нормативная сила  вертикального давления 
колеса 
                 крана на рельс, принятые для стандартных кранов по 
                    ГОСТ6711–81 ; 
              –  (f = 1.1 –  коэффициент надежности по нагрузке согласно 
п.4.8 СНиП 2.01.07 – 85 [1] 
     –  kd1 = 1.1 –   коэффициент динамичности для группы режима работы 
                       крана  7К 
              –  ( = 0.95 –  коэффициент сочетаний нагрузок по п.4.17 [1] 
для группы 
                               режима крана  7К . 
              –  (f = 0.95 –  коэффициент надежности по назначению для 
зданий 11 класса 
                           ответственноси 
      Нормативное значение  горизонтальной нагрузки, направленное поперек 
кранового пути, на каждое ходовое колесо крана, вызываемое перекосами 
мостового крана и принимаемое при расчете подкрановых балок с группой 
режима работы  7К составит : 
            Tn = 0.1*Fn = 0.1*85 = 8.5 кН. 
      Горизонтальное боковое давление колеса крана от поперечного 
торможения тележки : 
           T=Tn *(f *kd2 * (n = 8.5*1.1*1.1*0.95*0.95 = 9.28 кН, 
            где  kd2 = 1.1 –  коэффициент динамичности по п.4.9. норм [1]. 
                     3.Определение максимальных усилий . 
   Согласно теореме Винклера, наибольший изгибающий момент от системы 
подвижных грузов   Мmax  возникает в том случае, когда середина балки делит 
пополам расстояние между равнодействующими всех грузов Rf и ближайшим 
критическом грузом  Rcr [8]. 
   При схеме загружения положение равнодействующих четырех сил  Rf = 4F 
относительно оси  левого крайнего груза z будет : 
      (М1 = 0 ; 
          z  = [pic][pic]= 
                     = [pic]  K + d  = 3.7 + 0.5 = 4.2 м 
         Расстояние между критическим грузом и равнодействующей  c = z – Вc 
 = – 0.5  м 
         Знак минус означает, что критический груз находится правее 
равнодействующей. 
         Расстояние от критического груза до опор 
                            а = [pic][pic] 6.25 м 
                       b = l – a = 12 – 6.25 = 5.75 м 
      Проверяем критерий правильности установки кранов : 
[pic]      >       [pic] [pic] 
[pic] [pic]     <      [pic] [pic] 
      Условие выполняется, следовательно, установка кранов является 
расчетной. 
Здесь Ra  и  Rb – равнодействующие грузов соответственно слева и справа от 
критического. 
Критический груз Fcr  и равнодействующая  Rf  находятся на равных 
расстояниях от середины пролета балки    0.5с = 0.25 м . 
     4.Определяем  максимальные  расчетные                      усилия. 
      Расчетные усилия в подкрановой балке определяем с помощью построения 
эпюр М и Q. 
Опорные реакции в балке при загрузке двумя кранами составят : 
( Мв = 0 :      Va*L  –  F*(L – L1)  –  F*(L – L2)  –  F*(L – L3)  –  F*(L 
– L4) = 0 
            Va = [pic]= 
                  [pic] 
                 = 193.38  кН 
            Vв = Rf – Va = 4*92.82 – 193.38 = 177.9 кН 
      Максимальный момент от вертикальной нагрузки в сечении под 
критическим грузом, ближайшим к середине балки : 
                            Mmax  = M3 = Va*L3 – F*(L3 – L1) – F*(L3 – L2 ) 
                 = 
                              = 193.38*6.25 – 92.82(6.25 – 1.55) – 
92,82(6.25 – 5.25) = 
                              =  679.551 кН*м. 
      Расчетный изгибающий момент с учетом собственного веса подкрановой 
конструкции и возможной временной нагрузки на тормозной площадке 
                 Mf = Mx = (*Mmax = 1.05*679.551 = 713.53 кН*м, 
                                где  (=1.05 – коэффициент учета собственого 
веса для балки пролетом 12 м. 
      Соответствующая ему расчетная поперечная сила 
                 Qc = ( (Va – 3F) = 1.05*( 193.38 – 3*92.82 ) = – 89.33 кН. 
      Наибольший изгибающий момент от расчетных горизонтальных сил, 
вызванных перекосами моста крана : 
                       Mt = My = Mmax [pic] = 679.55*0.1 = 67.96 кН*м. 
       Максимальная поперечная сила на опоре при расположении системы из 
двух кранов = наибольшей опорной реакции : 
      (Mb = 0 :          Va*L – F*L – F*(L – L’1) – F*(L – L’2) – F*(L – 
L’3) = 0 
        Qmax = Va = [pic] = 
                = [pic]  241.33  кН. 
      Расчетные значения поперечной силы от вертикальной нагрузки : 
            Qf = (Qmax = 1.05*241.33 = 253.4 кН. 
      Максимальный нормативный момент в балке от загружения её одним краном, 
установленным на  max M : 
      Опорные реакции : 
            (Mа = 0 :     Vb = [pic][pic]117.76 кН 
              (y = 0 :      Va = 2*Fn*(n – Vb = 2*85*0.95 – 117.76 = 43.74 
      кН. 
      Нормативный момент   Mn = M2 = Va*L1 = 43.74*6.25 = 273.38  кН. 
      Максимальный нормативный момент с учетом собственного веса балки 
                  Mf,n = (Mn = 1.05*273.38 = 287 кН. 
   5.Компановка и предварительный подбор                 сечений элементов 
                              составной балки. 
      Проектируем составную балку с более развитым верхним поясом. 
      Исходная высота подкрановой балки  h = [pic] = 0.1* 1200 = 120 cм = 
1.2 м. 
      Коэффициент, учитывающий влияние горизонтальных поперечных нагрузок 
на напряжения в верхнем поясе подкрановой балки определяется по следующей 
формуле : 
            ( = 1+2[pic] = 1+ 2[pic] = 1.15 
           h1 = b0+(1 = 500+1000 = 1500 мм = 1.5 м 
                 где b0 = 500 мм – привязка оси колонны ; 
                         ( = 1000 мм – параметр для кранов группы 7К 
      Минимальная высота балки из условия жесткости при предельном 
относительном прогибе [pic] ( для кранов 7К) : 
                                           hmin = [pic] 48.9  см 
      Предварительная толщина стенки 
                                 tw  = [pic]мм 
      принимаем с учетом стандартных толщин проката [pic] tw  = 10 мм. 
      Требуемый  момент  сопротивления балки 
                 WX.R = [pic]3907 см3 
Высота балки с оптимальным распределением материала по несимметричному 
сечению при   (=1.15 
                                              hopt = [pic]= [pic]= 79.2 см 
> hmin = 48.9 см , 
            где (=1.1 – 1.5 – коэффициент  ассиметрии. 
      Оптимальная высота балки из условия гибкости стенки 
                                              hopt = [pic] = [pic] =  90.9 
см , 
           где  [pic]100 – 140       при    L = 12 м  (  (w = 120. 
      Мимнальная толщина стенки балки из условия предельного прогиба 
                                               twf  [pic] = 0.41 см. 
      Минимальная толщина стенки при проверке её по прочности от местного 
давления колеса крана : 
tw, loc = [pic] = [pic] = 0.06 см , 
           где   –  F1 = (f*Fn = 1.1*85 кН –  расчетная сосредоточенная 
нагрузка ; 
                   –  (f1 = 1.3 –  коэффициент надежности для кранов группы 
7К, согласно п 4.8.[1]; 
                   –  IR =1082  см4  –  момент инерции кранового рельса типа 
КР – 70 . 
      Требуемая толщина стенки из условия прочности на срез без учета 
работы поясов : 
           tw,s   [pic] см , 
           где   hw = h – 2*tf = 120 – 2*2 = 116 см – предварительная 
           высота стенки. 
      Толщина стенки, соответствующая балке оптримальной высоты : 
           tw, opt = [pic] =  [pic] = 0.74  см. 
[pic] Высота стенки балки, соответствующая   tw, opt 
           hw = tw*(w = 0.74*120 = 88.9 см. 
      Учитывая интенсивную работу мостовых кранов (группа 7К)  и мведение 
при изготовлении отходов металла к минимуму, принимаем  габариты стенки с 
некоторым запасом, округленные до стандартных размеров на холстолистовую 
прокатную сталь по ГОСТ 19903-74*   hw * tw  = 1250 *10 мм. 
      Требуемая площадь поперечного сечения ассиметричной балки 
                 А = [pic] 
                          [pic]  151.5  см2 , 
                           где     h = hw+2tf = 125 + 2*2 = 129  см – 
предварительная высота балки при 
                                           исходной толщине поясов tf = 2.0 
                                  см. 
      Площадь верхнего пояса  : 
            Aft = [pic] 16.5 см2. 
      Площадь нижнего пояса  : 
           Afb = [pic] 5.97 см2. 
      Принимаем  пояса  балки  из  широкополочной  универсальной  стали  по 
 ГОСТ 82-72* сечением : 
                       верхний  bft*tft = 300*14 мм ;     Aft = 42 см2 > 
17.1 см2. 
           нижний bft*tft = 250*14 мм ;      Aft = 42 см2 > 5.97 см2. 
      Полная высота подкрановой балки 
           h = hw+2tf  = 1250 + 2*14 = 1278  мм 
      Скомпанованное сечение отвечает основным консруктивно-технологическим 
требованиям, предъявляемым к  элементам подкрановой балки, в том числе : 
            - равномерность распределения напряжений по ширине пояса 
                 bft = 300 мм   [pic]   [pic]мм 
                 bft = 300 мм   <    bf,max = 600 мм 
            - общая устойчивость балки 
                 bft = 300 мм = [pic] 426 — 256  мм ; 
            - технологические требования на изготовление 
                 bfb = 250 мм   >   bfb,min = 200 мм 
                 tf = 14 мм     <   3tw = 3*10 = 30 мм 
            - условие обеспечения местной устойчивости полки 
                         [pic] <  [pic] = [pic]14.9 
            - условие обеспечения местной устойчивости стенки без 
              укрепления её 
                    продольным ребром  жесткости 
                 tw = 10 мм     >    [pic]= [pic] =  8 мм 
            - соотношение высоты балки к толщине стенки и пролету 
                       [pic]   <     [pic] 
                       [pic]    <     [pic] 
                     6.Установление габаритов тормозной 
                                конструкции. 
      Сечение  тормозной балки проектируем из листа рифленой стали (ГОСТ 
8568–77*) толщиной  tsh = 6 мм  ( с учетом высоты рифов – 8 мм )   с 
наружным  поясом из швеллера  №16, в качестве внутреннего служит верхний 
пояс подкрановой балки. 
      Ширина  тормозного  листа : 
                 bsh = ( b0 + ?i ) – ( ?1 + ?2 + [pic]+ ?3 = 
                              = (500+1000 ) – ( 100+20+[pic]+ 40 = 1270 мм, 
                                       где   ?1 = 1000 мм    –   для  режима 
                  7К 
                         ?1 =  100 мм, ?2 = 20 мм   и   ?3 = 40 мм – 
                 габариты опирания листа 
      При шаге колонн  Всоl = 12 м  наружный пояс тормозной балки помимо 
колонн опирается на промежуточную стойку фахверка с шагом  Вfr = Bcol / 2 = 
6 м. 
    7.Вычисление геометрических характеристик             скомпанованного 
                                  сечения. 
      Положение центра тяжести подкрановой балки относительно оси, 
проходящей по наружной плоскости нижнего пояса 
       yв = [pic] 
            = [pic] 65.7 cм 
      Расстояние от нейтральной оси х – х  до наиболее удаленного волокна 
верхнего пояса 
           yt = h – yb = 1278 – 657 = 621 мм = 62.1 мм 
      Момент  инерции  площади  сечения брутто относительно оси  х – х 
            Ix = [pic] 
                                  =  [pic] 
               = 469 379 см4 , 
                 где    а1 = yв – tf  -- [pic] ;    a2 = yt – [pic] ;     a3 
           = yв –  [pic] 
      Момент инерции  ослабления сечения двумя отверстиями  d0 = 25 мм  для 
 крепления рельса  КР – 70 
            Ix0 = 2*d0*tf*( yt –  [pic]= 2*2.5*1.4*(62.1 – [pic]2 = 26 390 
см4. 
      Момент  инерции  площади  сечения  нетто  относительно оси  х – х 
            Ix,nt = Ix – Ix0 = 469 379 –  26 390 = 442 989  см4 
      Моменты  сопротивления  для  верхнего и нижнего  поясов 
            Wft,x = [pic] 7 133 см3 
            Wfb,x = [pic] 6 743 см3 
      Cтатический  момент  полусечения  для  верхней  части 
            Sx =  Aft*(yt – [pic]+ tw*[pic] 
                  =  [pic] 4 421 см3 
      Координат центра тяжести тормозной конструкции относительно 
центральной оси  подкрановой балки  у0 – у0 
           хс = [pic] 
               =  [pic] 60 см, 
           где   Ас  = 18.1 см2   –  площадь (  № 16,  z0 = 1.8 см 
                     Ash   –   площадь тормозного листа 
      Расстояние от нейтральной оси тормозной конструкции   у – у   до её 
наиболее удаленных волокон : 
             xB = xc + [pic] 75 cм 
     ха =  ( b0 + (i ) – (?1 + xc ) = 50 + 100 – ( 10 +60 ) = 80  cм. 
      Момент  инерции полщадь сечения тормозной балки брутто относительно 
оси  у – у 
            [pic] 
                                    [pic] 
                                    [pic] 
      где  Ix , Ift  и  Ic   –  соответственно моменты инерции тормозного 
листа, верхнего пояса 
                   балки и наружного швеллера . 
      Момент инерции площади ослабления 
            Iy0 = dc*tf*(xc –  a)2 + d0*tf*(xc + a)2 = 2.5*1.4*(60 – 10)2 + 
2.5*1.4*(60+10)2 = 
                 =  25 900  cм4 ,   где  а = 100 мм. 
      Момент  инерции  площади сечения нетто  относительно  у – у 
            Iy,nt = Iy – Iy0 = 383 539 – 25 900 = 357 639  cм4. 
      Момент  сопротивления для крайнего волокна в верхнем поясе 
подкрановой балки 
            Wt,y = [pic]. 
 8.Проверка подобранного сечения                                         на 
                                 прочность. 
      Нормальные  напряжения в  верхнем поясе 
                  [pic] кН/cм2  = 114 МПа < Ry*?c = 230 МПа 
      то же в нижнем поясе 
                 [pic] кН/cм2  = 106 МПа < Ry*?c = 230 МПа. 
      Касательные  напряжения на опоре 
         ? [pic]2.52 кН/см2 = 25.2 МПа <  Rs*?c = 138.6*1=138.6 МПа 
      то же без учета работы поясов 
           ? [pic]3 кН/см2 = 30 МПа <  Rs*?c = 138.6*1=138.6 МПа. 
                       Условие  прочности выполняется. 
                         9.Проверка жесткости балки. 
      Относительный прогиб 
            [pic] 
                      Условие  жесткости  выполняется. 
 10.Проверка  прочности  стенки в сжатой  зоне                группы  режима 
                                     7К. 
      Нормальные напряжения на границе стенки 
            [pic]  кН/см2, 
                 где   y = yt – bft = 62.1 – 1.4 = 60.7 см . 
      Касательные напряжения 
            [pic]  кН/см2 
      Сумма собственных моментов инерции пояса балки и кранового рельса КР 
– 70 
            [pic]см4, 
                 где  IR = 1082 см4  –  момент  инерции  рельса КР – 70 . 
      Условная длина распределения давления колеса 
            [pic]= [pic] см. 
      Напряжения в стенке от местного давления колес крана 
            [pic] кН/см2 
                    где    ?f  = 1.3 – коэффициент увеличения вертикальной 
           нагрузки на 
                            отдельное колесо крана, принимаемый согласно 
                       п.4.8 
                            СНиП 2.01.07 – 85 [1] для группы режима работы 
                            кранов 7К. 
      Местный  крутящий  момент 
            [pic] 
                     [pic]  кН*см , 
      где   е = 15 мм – условный эксцентриситет смещения подкранового 
рельса с оси 
                       балки ; 
                    Qt = 0.1F1 – поперечная расчетная  горизонтальная 
нагрузка, вызываемая 
                       перекосами мостового крана ; 
                    hR = 120 мм – высота кранового рельса КР – 70 ; 
      Сумма собственных моментов инерции кручния рельса и верхнего сжатого 
пояса балки 
            [pic] см4,                                   где   It=253 cм3 – 
момент инерции кручения кранового рельса КР – 70. 
      Напряжения от местного изгиба стенки 
            [pic]  кН/см2 
      Локальные  напрядения распорного воздействия от сосредоточенной силы 
под колесом крана 
            [pic]кН/см2  . 
      Местные касательные напряжения от сосредоточенного усилия 
            [pic] кН/см2  . 
      Местные касательные напряжения от изгиба стенки 
            [pic] кН/см2  . 
      Проверка прочности для сжатой зоны стенки подкрановой балки из стали 
с пределом текучести до 430 МПа  для кранов группы режимов 7К  согласно 
п.13.34 норм [3], выполняется с учетом всех компонент напряженного 
состояния по формулам  (141…144) : 
           [pic]  = 
           =[pic] = 
           =  10.02 кН/см2 = 100.2 МПа  <   ?*Ry =1.15*240 = 276 МПа. 
      [pic]9.78 + 0.91 = 10.69 кН/см2 = 106.9 МПа  <   Ry =240  МПа. 
      [pic]3.64 + 0.4 = 4.04 кН/см2 = 40.4 МПа  <   Ry =240  МПа. 
      [pic]0.88+1.1+0.1=2.08 кН/см2 =20.8 МПа  < Rs = 138.6 МПа. 
                  Прочость стенки в сжатой зоне обеспечена. 
   11.Проверка  местной  устойчивости                               стенки 
                                   балки . 
      Условная гибкость стенки 
            [pic] = [pic] = 4.27 > 2.5 – требуется  проверка стенки на 
местную устойчивость,  здесь  hef [pic] hw = 125 см. 
      При  [pic]4.27 > 2.2 необходима постановка поперечных ребер жесткости 
[3]. 
      По условиям технологичности и металлоемкости назначаем расстояние 
между ребрами жесткости равным  а = 2000 мм < 2 hef = 2*1250 = 2500 мм . 
      Определяем сечение ребер жесткости по конструктивным требованиям норм 
 [3]: 
            . ширина ребра  –  [pic] мм,                      принимаем   bh 
              = 100 мм ; 
            . толщина ребра  –  [pic] =  [pic]=  7 мм, 
              принимаем   ts = 8 мм. 
      Для проверки местной устойчивости стенки балки выделяем два расчетных 
отсека :  первый – у опоры, где наибольшие касательные напряжения, и второй 
– в середине балки, где наибольшие нормальные напряжения  (рис.1.11). 
1.Крайний отсек . 
            а = 2м  >  hef = hw = 1.25 м    >    проверяем  сечения 
расположенные  на 
                                         расстоянии  0.5hw = 0.5*125 = 62.5 
                            см  от  края 
                                         отсека ; 
         длину  расчетного  отсека   принимаем  а0 = hw = =125 см. 
      Расстояние от опоры до середины расчетного отсека 
      [pic]мм. 
      Опорная реакция –  [pic] 
      [pic]  кН 
      . сечение  I – I : 
        [pic]  кН*м               [pic]  кН 
      . середина крайнего отсека   –   при   х1 = 1.375 м : 
                 [pic] кН*м             [pic]  кН 
      . сечение   II – II : 
        [pic]               [pic]кН 
      Среднее значение момента и поперечной силы 
            [pic] кН*м 
            [pic] кН. 
      Нормальные напряжения в опорном отсеке в уровне верхней кромки стенки 
            [pic] кН/см2  . 
      Касательные напряжения в крайнем отсеке 
            [pic]кН/см2  . 
      Критические напряжения при [pic]  и   [pic] 
вычисляем по формуле  (81) СНиП II–23–81* [3] 
            [pic]кН/см2,                                      где  С2 = 62 
– таблица 25 СНиП [3]. 
      Касательные критические напряжения по формуле  (76)  СНиП 
            [pic] кН/см2,               где  ? = [pic] – отношение  большей 
стороны пластины к                                        меньшей, 
                                [pic]= [pic] = [pic] 
           [pic] –   наименьшая из сторон  пластинок. 
      Коэффициент защемления стенки определяем по формуле (77) норм 
            [pic] ,                                      где  ? = 2 – 
коэффициент  по таблице 22 СНиП для неприваренных 
рельсов. 
      Критические  напряжения от местного давления колеса крана по формуле 
(80)        СНиП II–23–81*  при  условии  [pic] 
            [pic]кН/см2 ,                                     где –  с1 = 
34.6 – таблица 23 СНиП                                          –  [pic]= 
[pic]= [pic]. 
      Проверка местной устойчивости осуществляется по формуле (79) СНиП 
[3], при наличии местного напряжения [pic]: 
      [pic] =  [pic] = [pic] < ?c = 0.9. 
      Поскольку балка ассиметричного сечения с отношением [pic] и укреплена 
только поперечными ребрами жесткости, то, согласно п. 7.9. норм [3], 
устойчивость стенки следует проверять дважды, независимо от отношения 
[pic]. 
      Для второго случая критическое нормальное  напряжение по формуле (75) 
СНиП 
            [pic] кН/см2 ,                                    где  сCR = 32 
 –  по  таблице 21 СНиП  при  ? = 1.3 . 
      Критическое значение местного напряжения по формуле (80) норм [3]. 
            [pic] кН/см2 ,                                    где  с1 = 15 
–  по таблице 23 норм при  [pic] и  [pic]. 
      Рекомендуемая по п.79 СНиП II–23–81*   условная гибкость стенки 
            [pic]= [pic]= [pic]. 
      Проверка местной устойчивости стенки для второго случая 
            [pic]=  [pic] <  ?c = 0.9 
                      Устойчивость  стенки  обеспечена. 
2.Средний отсек . 
            а = 2м  >  hef = hw = 1.25 м    >    проверяем  сечения 
расположенные  на 
                                         расстоянии  0.5hw = 0.5*125 = 62.5 
                            см  от  края 
                                         отсека ; 
         длину  расчетного  отсека   принимаем  а0 = hw = =125 см. 
      Расстояние от опоры до середины расчетного отсека 
      [pic]мм. 
      . сечение  III – III : 
           [pic]  кН*м                                              [pic] 
        кН 
      . середина крайнего отсека   –   при   х2 = 5.938 м : 
                 [pic] [pic]кН*м 
        [pic]  кН 
      . сечение   IV – IV : 
        [pic]                                           [pic]кН 
      Среднее значение момента и поперечной силы 
            [pic] кН*м 
            [pic] кН. 
      Нормальные напряжения в опорном отсеке в уровне верхней кромки стенки 
            [pic] кН/см2  . 
      Касательные напряжения в крайнем отсеке 
            [pic]кН/см2  . 
      Критические напряжения при    [pic]  и 
                 [pic] 
вычисляем по формулам  (75) (80)  СНиП II–23–81* [3], но с подстановкой 
0.5а  вместо а  при вычислении [pic]  в формуле (80) и в таблице 23. 
            [pic]кН/см2,                                      где  СCR = 32 
– таблица 21 СНиП [3]. 
      Касательные критические напряжения по формуле  (76)  СНиП 
            [pic] кН/см2,               где  ? = [pic] – отношение  большей 
стороны пластины к                                        меньшей, 
                                [pic]= [pic] = [pic] 
           [pic] –   наименьшая из сторон  пластинок. 
      Коэффициент защемления стенки определяем по формуле (77) норм 
            [pic] ,                                      где  ? = 2 – 
коэффициент  по таблице 22 СНиП для неприваренных 
рельсов. 
      Критические  напряжения от местного давления колеса крана по формуле 
(80)        СНиП II–23–81*  , но с подстановкой 0.5а  вместо а  при 
вычислении [pic]  и в таблице 23. 
            [pic]кН/см2 ,                                     где –  с1 = 
15.2 – таблица 23 СНиП                                          –  [pic]= 
[pic]= 3.4. 
      Проверка местной устойчивости осуществляется по формуле (79) СНиП 
[3], при наличии местного напряжения [pic]: 
      [pic] =  [pic] = [pic] < ?c = 0.9. 
                      Устойчивость  стенки  обеспечена. 
      Ребра жесткости размерами  bh * ts = 100*8 мм привариваются к стенке 
балки двусторонними швами катетом  kf = 5 мм. Торцы ребер жесткости должны 
быть плотно пригнаны к верхнему поясу балки; при этом необходимо строгать 
концы, примыкающие к верхнему поясу. Расстояние между ребрами жесткости и 
заводским вертикальным стыком стенки должно быть не менее 10*tw = 10*1 = 10 
см [8]. 
      Проверку общей устойчивости подкрановой балки не производим, т.к. её 
верхний пояс закреплен тормозной конструкцией по всей длине. 
                           12.Расчет поясных швов. 
      Поясные швы выполняются автоматической сваркой в “лодочку” сварной 
проволкой  Св08ГА диаметром  d = 3–5  мм. 
      Верхние поясные швы подкрановых балок из условия равнопрочности с 
основным металлом выполняются с проваркой на всю толщину стенки и поэтому 
по техническим условиям их расчет не требуется [9]. 
      Расчет нижнего поясного шва сводится к определению требуемой высоты 
шва. 
      Усилие сдвига, приходящееся на 1м длины нижнего шва по табл.38 СНиП 
[3]. 
            [pic] кН/см2 
            [pic] см3 
      Требуемый катет нижнего поясного шва по металлу шва 
            [pic]см. 
      Конструктивно принимаем kf = 7мм, согласно табл.38 СНиП II–23–81*. 
      Верхние поясные швы назначаем высотой  kf = 7мм  >  kf,min ? 0.8*tw = 
0.8*1=0.8мм и выполняем их с полным проваром. 
                    13.Проектирование наружного опорного 
                       ребра балки. 
      Опорное ребро опирается на колонну строганным торцом, выпущеным на 
длину, не превышающую 1.5 толщины ребра. 
      Площадь смятия ребра 
            [pic] см2,                                        где  Rp = 370 
МПа –  расчетное сопротивление смятию торцевой 
      поверхности. 
      По конструктивным требованиям, исходя из размеров нижнего пояса 
балки, принимаем ширину ребра  bd = 360 мм. 
      Требуемая толщина ребра 
            [pic]см. 
      Конструктивно принимаем сечение опорного ребра  bd* td = 360*8 мм. 
      Условная площадь таврового сечения 
            [pic] 
                    [pic]47.8 см2. 
      Момент инерции площади сечения условной стойки без учета  (в виду 
малости)  момента инерции стенки 
            [pic] см4. 
      Радиус инерции 
            [pic] [pic][pic] см 
      Гибкость опорной стойки с расчетной длиной, рвной высоте стенки 
            [pic] 
      Коэффициент продольного изгиба по таблице 72 СНиП [3]  –  ?x = 0.974. 
      Проверка устойчивости условной опорной стойки 
                         [pic] кН/см2  [pic] кН/см2. 
                   Устойчивость опорного ребра обеспечена. 
      Проверяем прочность сварных угловых швов прикрепления опорного ребра 
к стенке с помощью ручной сварки  (?z = 1.0), электродами Э46А, катетами 
швов  kf = 9мм  > kfmin = 6мм     (табл. 38 СНиП)  при  расчетной  длине 
шва 
            [pic] см. 
      Напряжение в шве 
             [pic] кН/см2 [pic] МПа [pic] Rwz*?wz*?c = 166.5 Мпа 
                         Прочность балки обеспечена.   |