Эксплуатация машин в пустынно-степной местности
		Эксплуатация машин в пустынно-степной местности
МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПВ РФ 
                  Кафедра  ТСОГ 
             РЕФЕРАТ 
  на тему: 
  Эксплуатация машин 
  в районах пустынно-песчаной 
  местности 
2МОСКВА 1996 
ПЛАН РАБОТЫ: 
1.    Введение 
2.    Влияние климатических и дорожных условий на работоспособность машин 
3.    Мероприятия по повышению эффективности использования машин 
4.    Вождение в районах жаркого климата и пустынно-песчанной местности 
5.    Заключение 
6.    Приложение 
7.    Используемая литература 
  _Введение .: 
Предназначение машин, используемых в пограничных войсках, обус- 
ловливает необходимость поддержания их в работоспособном состоянии и 
постоянной готовности к применению в любых условиях эксплуатации. 
Под условием эксплуатации машин понимаются: 
  . характер (вариант) использования; 
  . интенсивность использования; 
  . виды нагрузок и порядок их чередования; 
  . тактическая обстановка и характер воздействия противника; 
  . параметры внешней среды; 
  . система и культура обслуживания; 
квалификация водителей, механиков-водителей, обслуживающего персона- 
ла, их техническая оснащенность и др. 
В пустынно-песчанных районах с жарким климатом,  слабо развитой 
сетью дорог, затрудняется подготовка машин к использованию и их вож- 
дение, ухудшаются эксплуатационные качества горючего и смазочных ма- 
териалов, повышаются  напряженность работы и интенсивность изнашива- 
ния агрегатов, механизмов и деталей, увеличивается количество неисп- 
равностей, затрудняются их выявление и устранение, усложняются рабо- 
ты по обслуживанию и ремонту машин, условия труда водителей и обслу- 
живающего персонала,  повышается расход запасных частей и материалов 
на обслуживание и ремонт,  снижается надежность, работоспособность и 
эффективность использования машин. 
Для обеспечения надежности и работоспособности машин в  сложных 
условиях эксплуаитации, поддержания их в постоянной готовности к ис- 
пользованию проводится комплекс организационно-технических мероприя- 
тий, включающий: 
  . проведение занятий с начальниками ПЗ по вопросам эксплуатации 
машин в  предстоящий перион с обязательным доведением до них руково- 
дящих документов; 
  . порядок и время проведения сборов водителей,  машин погранич- 
ных застав;  лица ответственные за проведение занятий с  водителями; 
перечень тем и количество часов; 
  . подготовка  элементов парков пограничных застав с точным ука- 
занием объемов,  сроков выполнения  работ  и  исполнителей;  порядок 
снабжения необходимыми материалами; 
  . конкретные задачи личного состава подвижных средств техничес- 
кого обслуживания  машин  с обязательным указанием сроков выполнения 
работ на каждой пограничной заставе; 
  . порядок контроля за ходом сезонного технического обслуживания 
машин пограничных застав; 
  . сроки окончания работ на всех пограничных заставах; 
Исходя из всех положений НЗ предусматривает проведение  различ- 
ных мероприятий, характерных для районов с жарким климатом. 
  _Влияние климатических и дорожных условий 
  _на работоспособность машин 
К районам жаркого климата и пустынно-песчанной местности  отно- 
сятся жаркий  сухой  и  очень жаркий сухой районы,  которые занимают 
около 10% территории страны. 
В этих районах преимущественно равнинный характер рельефа,  ши- 
роко распространены песчанные,  лесовые и засоленные грунты, скудная 
растительность и безводность.  Климат резко континентальный,  осадки 
редки и незначительны (60-150мм в год), до 90% осадков приходится на 
зиму и весну,  частые ветры большой силы до 30 м/с, наблюдаются пос- 
тоянные ветры, например так называемый афганец, дующий в течение 120 
дней в году в направлении Мары - Кушка - Кандагар,  имеет место дви- 
жение не закрепленных и частично закрепленных песков, засыпающих до- 
роги, колодцы и целые поселения. 
Открытые водоемы в пустынях и сухих степях встречаются редко  и 
главным образом на их окраинах.  Вода из местных источников содержит 
большое количество разных солей и не пригодна как для питья,  так  и 
для заправки машин. 
Для районов с сухим жарким климатом характерно не только  высо- 
кая  температура воздуха (до 40-50 С в тени),  но и низкая его влаж- 
ность,  большая запыленность, а также солнечная радиация и неблагоп- 
риятные  дорожные условия пустынно-песчанной местности при не несоб- 
людении специальных рекомендаций отрицательно влияют  на  работоспо- 
собность машин: 
  . вследствие уменьшения плотности рабочей смеси  при  повышении 
температуры окружающего воздуха до 40-45 С мощность двигателя умень- 
шается на 15%; 
  . возможны перебои в работе двигателя из-за образования паровых 
пробок в бензонасосе и топливопроводах; 
  . возможен повышенный (в 2 раза и более) износ цилиндров, порш- 
невых колец, шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников при рабо- 
те двигателя  под  нагрузкой в условиях сильной запыленности воздуха 
(2-3г на метр ); 
  . снижается эффективность работы системы охлаждения, температу- 
ра охлаждающей жидкости может достигать 109-119 С, в результате чего 
в камере сгорания и на клапанах происходит интенсивное нагарообразо- 
вания; 
  . частая  доливка воды приводит к быстрому образованию накипи в 
системе охлаждения; 
  . интенсивное старение масел из-за быстрого их окисления  вызы- 
вает отложение на поверхность деталей смолистых веществ и механичес- 
ких примесей, быстрое засорение масленых каналов и фильтров; 
  . высокая  температура воздуха и наличие паров топлива в подка- 
потном пространстве двигателя (80-100  С)  повышает  пожарную  опас- 
ность, вызывает  быстрое  старение  и разрушение электроизоляционных 
материалов, повышенное испарение дистиллированной воды и  саморазряд 
аккумуляторных батарей. 
При движении машин на грунте образуется толстый слой очень мел- 
кой пыли,  при чем, взвешенная в воздухе, эта пыль долго не оседает, 
в безветренную погоду - в течение 2-3 часа;  при ветре видимость еще 
более ухудшается. Попадание пыли в приборы электрооборудования вызы- 
вает быстрый износ их деталей,  приводит к неисправностям в системах 
зажигания и электрооборудования. 
Эксплуатируя машины в жарких условиях,  необходимо своевременно 
очищать и мыть их,  обслуживать воздухоочистители и фильтры,  прини- 
мать меры по предупреждению попадания пыли в машину,  ее агрегаты  и 
системы, тщательно проверять исправность всех приводов управления. 
Происходит повышенное испарение тормозной жидкости,  вследствие 
чего в  гидравлическом и пневмогидравлическом тормозных приводах об- 
разуются паровыве пробки,  вызывающие отказы в работе рабочих тормо- 
зов. 
Увеличивается склонность рабочих жидкостей в гидроусилителе ру- 
левого привода к пенообразованию,  вследствие чего снижается рабочее 
давление, возрастает отложение  смол,  ухудшается  работоспособность 
гидроусилителя. 
Пластичные смазки расплавляются или вытекают из сочленений  ру- 
левых тяг  при  температуре:  солидолы  -  70-75  С,  смазки  1-13 и 
ЯНЗ-2 - 120 С, консталин и литол - 24-130 С. 
Вязкость трансмиссионных  масел  в  агрегатах при температурах, 
достигающих 120-140 С,  значительно снижается, что способствует под- 
теканию масел через сальниковые уплотнения.  В гидродинамических ко- 
робках передач увеличивается склонность масел к пенообразованию, что 
ухудшает работоспособность гидросистем. 
Ухудшается эластичность шин,  диафрагм тормозных  камер,сальни- 
ков, манжет,  приводных ремней,  обивочных материалов, пластмассовых 
деталей. Детали из дерева рассыхаются и  растрескиваются,  а  краски 
выцветают. 
Проходимость песчаных и солончаковых грунтов во многом  зависит 
от времени года и погоды. 
Песчаные районы становятся более проходимыми в период дождей  и 
делаются труднопроходимыми  в  сухую погоду,  особенно на участках с 
сыпучими песками. 
Солончаковый грунт  в  сухую погоду делается твердым и проходи- 
мым, но зато в сырую погоду поверхность солончаковых грунтов  быстро 
размокает и  движение  машин на определенный отрезок времени практи- 
чески исключается. 
Автомобильные дороги  проходят главным образом по окраинам пус- 
тынь. Большая часть дорог представляет собой естественные  грунтовые 
дороги, накатанные по целине, реже встречаются гравийные дороги. 
  _Мероприятия по повышению эффективности 
  _использования машин 
Эксплуатация машин  в условиях жаркого климата и повышенной за- 
пыленности воздуха требует проведения специальных организационных  и 
технических мероприятий. 
Техническое обслуживание N 1 и N 2 проводится с уменьшенной пе- 
риодичностью по  сравнению с обычными условиями:  для автомобилей на 
30-35%, гусеничных машин и тракторов на 20...25%. 
Причем, затрачивается примерно на 25%  больше времени,  так как 
значительно чаще (почти в два раза) приходится смазывать втулки осей 
балансиров  и подшипники механизмов включения фрикционов,  промывать 
фильтры и доливать дистиллированную воду в аккумуляторы. 
Дополнительно провродятся  работы  по обдувке механизмов сжатым 
воздухом, фильтрация воды, промывка шарниров и замена масла в двига- 
телях, с промывкой системы смазки. 
В условиях жаркого климата особый  контроль  осуществляется  за 
работой и  обслуживанием системы охлаждения двигателя и его темпера- 
турным режимом.  Ежедневно проверяется натяжение ремня и уровень ох- 
лаждающей жидкости.  При подготовке машин к летнему периоду эксплуа- 
тации, система охлаждения проверяется на герметичность, а пробки ра- 
диаторов - на давление срабатывания паровоздушных клапанов;  при не- 
обходимости система охлаждения промывается для удаления накипи. 
Для уменьшения  накипеобразования системы охлаждения заправляют 
и дозаправляют водой с 3-х компонентной присадкой. 
Накипь удалают промывкой системы специальными растворами,  раз- 
рушающими ее.  Химические реагенты и особеенно соляная кислота, при- 
меняемые для  удаления накипи и вызывающие повышенную коррозию дета- 
лей системы охлаждения,  применяются  с  ингибиторами,  уменьшающими 
коррозийную агрессивность растворов.  В качестве ингибиторов исполь- 
зуется технический уротропин, состав ПБ-8 и др. 
Для армейских машин рекомендуются следующие составы растворов: 
  . 40-80г хромпика на 10л воды для двигателей ЗМЗ-66; 
  . 20г  технического  трилона  «Б» на емкость системы охлаждения 
для двигателей ЗИЛ; 
  . накипеудаляющий раствор,  включающий соляную кислоту, ингиби- 
тор ПБ-5, уротропин и пеногаситель и нейтрализующий раствор из каль- 
ционированной соды и хромпика для двигателей автомобилей Урал. 
Машины, убывающие в рейс,  в условиях  жаркого  климата  должны 
обеспечиваться одной заправкой умягченной воды для дозаправки систе- 
мы охлаждения в пути. 
В условиях повышенной запыленности воздуха проводятся мероприя- 
тия, снижающие вредное влияние пыли на систему и механизмы машины. 
Для защиты от загрязнения топлива,  масел и  рабочих  жидкостей 
необходимо правильно организовать их заправку и хранение, предупреж- 
дающих внесение абразивных частиц и других механических  примесей  в 
картер механизмов системы машин. Дизельное топливо после слива в ем- 
кости пункта заправки должно отстаиваться в течении 5-6 суток. 
Топливные фильтры, фильтры систем смазки и гидросистем промыва- 
ются с меньшей периодичностю.  Фильтры и отстойники системы  питания 
на автомобилях  промываются через 350-400 километров,  на гусеничных 
машинах через 250-300 километров пробега. 
Снижение вязкости масел,  рабочих жидкостей и топлива с повыше- 
нием температуры воздуха увеличивает возможность их подтекания через 
прокладки, сальники и другие соединения. Поэтому необходимо постоян- 
но следить,  чтобы не было нарушений герметичности соединений и кры- 
шек заправочных горловин. 
Воздухоочистители двигателей в условиях пыльных дорог  обслужи- 
ваются ежедневно с промывкой фильтра и,  при необходимости,. с заме- 
ной масла. 
В связи  с  ограниченным  количеством  воды в пустынно-песчаной 
местности мойку и очистку машин рекомендуется проводить с применени- 
ем сжатого воздуха и водовоздушной смеси.  Расход воздуха при обдуве 
(давление 5кгс/м) составляет 0,5 метра в минуту, а время на обработ- 
ку одной машины до 15 минут. Применение водовоздушной струи и специ- 
альных моечных щеток с подводом сжатого воздуха значительно сокраща- 
ет расход воды. 
Солончаковую пыль рекомендуется  сдувать  с  поверхности  машин 
сжатым воздухом,  так  как  при  смывании водой образуются растворы, 
усиливающие коррозию металлов.  Необходимо тщательно удалять пыль  с 
поверхности радиатора и двигателя. 
Следует очищать от пыли отверстия сопунов агрегатов и  вентиля- 
ционные отверстия аккумуляторных батарей. В условиях жаркого климата 
через 2-3 дня в аккумуляторных батареях проверяется уровень электро- 
лита и  при  необходимости доводить его до нормы доливом дистиллиро- 
ванной водой. 
Высокая температура и большая запыленность воздуха,  плохие до- 
рожные условия значительно снижают работоспособность водителей и эф- 
фективеность использования машин. 
Температура воздуха в кабине на уровне  головы  водителя  может 
достигать 60 С. Сочетание высокой температуры, запыленности и низкой 
влажности воздуха в кабине,  а также большая  солнечная  радиация  и 
разнообразие местности вызывают быстрое утомление водителя и появле- 
ние головной боли.  Работоспособность водителя снижается,  кроме то- 
го,. из-за плохих дорожных условий и плохой видимости, особенно, при 
движении в колонне, вследствие большой запыленности воздуха. При со- 
держании пыли  в воздухе 0,8...1г/м предел видимости перед автомоби- 
лем составляет  5...8м.  Водители  имеют  мало времени для отдыха на 
привалах,  вследствии увеличенного объема работ по осмотру  машин  и 
устранению дорожных неисправностей и отказов. 
В целях повышения надежности работы и  повышения  эффективности 
использования  машин  при эксплуатации в пустынно-песчаной местности 
они оборудуются средствами защиты агрегатов и механизмов от  пыли  и 
средствами повышения проходимости. 
Для предупреждения  попадания пыли рекомендуется закрывать спе- 
циально изготовленными чехлами из плотной ткани распределитель зажи- 
гания, шарниры карданных валов, сочленения рулевых тяг, шаровые опо- 
ры передних мостов,  сетчатым фильтром - тормозной кран пневматичес- 
кого привода тормозов,  корпус бензонасоса,  аккумуляторную батарею, 
салоны агрегатов и др. 
Машины укомплектовываются  укрывочными  брезентами  для  защиты 
груза от пыли, подкладками под домкрат, емкостями под умягченную во- 
ду для  системы охлаждения автомобилей и питьевую воду.  Системы ох- 
лаждения автомобилей могут оборудоваться  конденсационными  бочками. 
Для повышения  проходимости в песках автомобили оснащаются колейными 
дорожками из металлической сетки, противобуксаторами, самовытаскива- 
телями, а  гусеничные машины - бревнами с комплектом цепей для креп- 
ления бревен к гусеницам. 
Для предотвращения перегрева двигателя следует: 
  . поддерживать требуемый уровень охлаждающей жидкости; 
  . увеличивать   давление   открытия   парового клапана на 
0,2-0,3 кгс/см; 
  . перед каждым выходом контролировать натяжение ремней вентиля- 
торов или момент пробуксовки фрикциона вентилятора на танках. 
В качестве  подтверждения  вышесказанного  можно привести,  как 
пример, операцию «Буря в пустыне». 
Пустынная местность  Аравийского полуострова с районами зыбучих 
песков и обширных солончаков,  пересеченная сухими руслами и оврага- 
ми, явилась  серьезным  препятствием для действий сухопутных группи- 
ровок многонациональных сил (МНС). 
Так, в  результате  высоких  температур  и сильной запыленности 
воздуха,  в 1,5-2 раза увеличился расход ГСМ, а также запасных комп- 
лектов расходных средств и воды.  Участились случаи преждевременного 
выхода из строя двигателей,  навигационного и  другого  электронного 
оборудования техники. 
Из-за интенсивного воздействия песка, пыли и высоких температур 
отмечались частые  отказы  и выход из строя различных приборов и уз- 
лов. Это вызвало значительное сокращение интервалов между регламент- 
ными работами на всех видах техники.  Выявились также и конструктив- 
ные недостатки образцов вооружения. 
При ведении  наступления  и  движений  колонн учитывались такие 
факторы, как песчаная мгла, миражи, ослепляющий эффект,пылевые заве- 
сы. Например, при движении даже одиночной гусеничной машины создает- 
ся непроницаемая пылевая завеса,  которая в безветренную погоду дос- 
тигает высоты 300-500м и держится 20-30 минут. Для снижения ее отри- 
цательного влияния на маневры войск,  командование МНС  практиковало 
передвижение механизированных подразделений не колоннами,  а в линию 
или уступом вправо (влево). 
  _Вождение в пустынно-песчаной местности 
Пустыни по своим природным условиям неодинаковы. В зависимости- 
от грунтов различают песчаные, солончаковые и глинистые пустыни. 
Песчаные пустыни наиболее распространенные.  Большую  часть  их 
занимают подвижные незакрепленные барханы и дюны, слабо закрепленные 
(бугристые) и закрепленные (грунтовые) пески.  В  сухое  время  года 
барханы и  бугристые  пески труднопроходимы.  Зимой,  весной и после 
дождей пески уплотняются и проходимость по ним увеличивается. 
В низинах  пустынно-песчаной  местности встречаются солончаки и 
такыры, которые проходимы для всех видов техники только в сухое вре- 
мя года, в другое время они непроходимы, особенно в период дождей. 
Пустынно-песчаная местность характеризуется ограниченным  коли- 
чеством водных источников и плохим качеством воды, которая  не может 
быть использована без предварительной очистки.  Каналы,  системы ис- 
кусственного орошения  имеют  крутые  берега  и труднопреодолимы без 
предварительной подготовки. 
Климат пустынно-песчаной местности резко континентальный. Летом 
температура воздуха достигает 50  , а грунта - 70 С.  Сильные  ветры 
(до 15-20м/с и более),  достигающие силы урагана, и малое количество 
осадков обуславливают большую запыленность  воздуха.  Встречаются  и 
явления миража. 
Движение машин по пустынно-песчаной  местности  характеризуется 
недостаточным сцеплением гусениц (колес) с грунтом,  вследствие чего 
показания спидометров на 10-15%  превышают действительно  пройденное 
растояние. Высокая  температура воздуха и сильный нагрев металличес- 
ких поверхностей машин затрудняют работу водителей. 
При вождении машин в пустынно-песчаной местности кроме соблюде- 
ния общих правил, изложенных в инструкциях по эксплуатации, водитель 
должен выполнять следующие правила: 
  . проверить устойчивость работы двигателя  на  всех  режимах  и 
герметичность системы питания; 
  . убедиться в исмправной централизованной системы регулирования 
давления воздуха в шинах; 
  . проверить наличие и исправность средств повышения проходимос- 
ти машин по песку, а также колейных мостиков для преодоления арыков, 
окопов и траншей; 
  . проверить  исправность  запасного колеса,  домкрата и наличие 
подкладки под него; 
  . проверить состояние сапунов картера, агрегатов, трансмиссии и 
пылезащитных чехлов; 
  . пополнить запас питьевой кипяченой воды; 
  . получить брезент для укрытия машин (при наличии); 
  . перед  длительным рейсом получить запас дистиллированной воды 
для доливки в аккумуляторы и медицинскую аптечку (при наличии). 
Для предупреждения  перегрева двигателя необходимо чаще очищать 
водяной и масляный радиаторы от пыли и масла.  Пыль удалается  после 
каждого выхода независимо от пройденных километров. 
В системе охлаждения необходимо систематически проверять  регу- 
лировку паровоздушного клапана,  а на некоторых гусеничных машинах и 
момент пробуксовки фрикциона вентилятора. 
Особое внимание  при  подготовке  машин  к вождению обращять на 
обслуживание радиаторов.  Систему охлаждения нужно заправляить  очи- 
щенной (желательно  кипяченой) водой с добавлением в нее противокор- 
розийной присадки. 
В условиях  сильной запыленности воздухоочистители следует про- 
мывать по потребености, как правило, чаще, чем обычно. 
При движении колесных машин по песчаной местности для улучшения 
проходимости давление в шинах понижается до 1,5-0,75 кгс/см в  зави- 
симости от плотности песка и условий движения. 
При вождении машин  в  пустынно-песчаной  местности  необходимо 
учитывать следующие особенности: 
  . возможность буксирования машин  при  значительном  погружении 
гусениц (колес)  в грунт вследствие пониженноно (в 2-2,5 раза) сцеп- 
ления на песках и солончаках; 
  . увеличения  сопротивления  движению  в  1,5-2 раза по зыбучим 
пескам особенно при трогании с места; 
  . высокая  температура окружающей среды летом обуславливает по- 
вышенный тепловой режим работы двигателя и других агрегатов машин; 
  . трудность ориентирования ввиду однообразия местности, большой 
запыленности воздуха, отсутствие ориентиров; 
  . снижение запаса хода машин по гусеницам с механическим шарни- 
ром в 1,5-2 раза при движении по барханам и зыбучим пескам. 
Трогание машины  с  места  на песчаном грунте нужно начинать на 
низших передачах,  плавно, при необходимости используя рычаги управ- 
ления; первое положение ПМП замедленной передачи на гусеничных маши- 
нах и раздаточной коробки на колесных машинах. 
На песчаном грунте быстро теряется инерция,  поэтому для перек- 
лючения передач выбирать ровные участки с твердым грунтом, использо- 
вать уклоны и спуски с барханов. 
При вождении по такой местности выбирать для движения по возмо- 
жености ровные  участки с растительным покровом.  В песках двигаться 
по межгрядовым понижениям,  перемычки пересекать в более низких мес- 
та. Солончаки,  мокрые такыры и глинистые участки по возможности об- 
ходить или преодолевать их после разведки,  используя средства повы- 
шения проходимости. 
Подсохшие солончаки и такыры с крепкой верхней коркой преодале- 
вать по  краю  на  максимальной скорости без поворотов,  остановок и 
резкого изменения скорости движения. 
По незакрепленным пескам, мокрому такыру и солончакам двигаться 
прямолинейно, избегая резкого изменения скорости движения и торможе- 
ния. Если  двигатель  не развивает необходимой мощности,  перейти на 
низшую передачу или перевести рычаги управления в промежуточное  по- 
ложение, а на машинах с ПМП - в первое положение, включить замедлен- 
ную передачу (на гусеничной машине) и продолжить движение до  набора 
двигателем эксплуатационных оборотов, после чего вернуть их в исход- 
ное положение. 
При буксовании  колес  (гусениц) остановить машину,  расчистить 
песок и подложить под колеса (гусеницы) доски,  маты или другие под- 
ручные материалы. 
При зарывании тягача с артиллерийским орудием  или  прицепом  в 
песок орудие (прицеп) отцепить, тягач вывести на более плотный грунт 
и с помощью лебедки перетащить орудие (прицеп) через  труднопроходи- 
мое место. 
При длительной работе гусеничных машин  на  песчаной  местности 
использовать  шпоры  (грунтозацепы) и уширители гусениц.  Разъезд со 
встречными машинами выполнять на малой скорости. 
В дождливую  погоду или после дождя перед преодолением солонча- 
ковых участков надеть цепи противоскольжения и двигаться с  повышен- 
ной скоростью,  не  сворачивая с колеи.  При полной потере видимости 
остановить машину и продолжать движение после достаточной видимости. 
Для поворотов на песчаном грунте рекомендуется использовать вы- 
пуклости, неровности,  когда с грунтом соприкосается не вся  опорная 
поверхность гусеницы,  а только ее середина.  Повороты производить в 
несколько приемов (ступенчато),  многократным торможением  гусеницы. 
После каждого  притормаживания продвигать машину вперед не менее чем 
на половину длины корпуса. 
Высокие барханы  преодалевать по выпуклой стороне на низких пе- 
редачах без остановки,  направляя машину под прямым углом к  вершине 
бархана и избегая разбитой калеи.  Перед спуском с бархана, имеющего 
крутизну ската более 30 ,  на машинах с башней необходимо развернуть 
ее пушкой назад. 
Маневрировать необходимо  таким  образом,  чтобы  не  допускать 
застревания при  крутом  повороте  на сыпучем песке,  при движении с 
креном по бархану,  в узкой выемке при крутом повороте на  солончаке 
или мокром такыре. 
Резкий поворот машины на песчаном  грунте  вызывает  перегрузку 
двигателя и силовой передачи. Это создает опасность повреждения бор- 
товой передачи, опорных катков и траков гусеничных машин или ведущих 
мостов у  колесных машин.  Дальнейшее движение возможно только после 
очистки гусениц (колес) от песка. 
Движение по косогору бархана даже с малым углом наклона вызыва- 
ет сползание машины и зарывание  гусениц  (колес),  вследствии  чего 
возможен разрыв  гусениц,  разрушение бортовых передач (ведущих мос- 
тов). В этом случае следует очистить гусеницы (колеса)  и  в  случае 
буксования прибегнуть к помощи тягача. 
Узкие выемки  преодалеваются  с  использованием инерции машины. 
Колесные машины должны их обходить  по  возможности  или  пропустить 
между колес. 
Крутой и резкий поворот на солончаке (мокром такыре) приводит к 
разрушению верхней корки, и машина может сесть на днище (мосты). При 
таком застревании необходимо попытаться выйти задним ходом. Если гу- 
сеницы (колеса) пробуксовывают,  то машина  эвакуируется  с  помощью 
средств самовытаскивания, тягача или лебедки. 
При движении колонны в условиях сильной запыленности  дистанция 
между машинами увеличивается, включаются габаритные фонари, при этом 
водитель сзади идущей машины должен держаться края пылевого облака и 
двигаться уступом. 
В частично закрепленных или неглубоких сыпучих песках двигаться 
по одной калее. По глубине погружения гусениц (колес) впереди идущей 
машины нужно оценивать твердость грунта и выбрать место для переклю- 
чения передач и поворотов. 
При преодолении барханов  в  составе  подразделений  необходимо 
следить за состоянием колеи. После прохода нескольких машин она раз- 
бивается, и поэтому следующая машина должна двигаться правее или ле- 
вее прошедших на 1-3 метра. 
Движение по солончаку или мокрому такыру по одной колее не  до- 
пускается. 
На привалах и остановках выполнить следующее: 
  . продуть сжатым воздухом радиатор и двигатель; 
  . проверить исправность пылезащитных чехлов; 
  . протереть стекла и внутренние поверхности кабины от пыли; 
  . проверить уровень и при необходимости долить дистиллированную 
воду в аккумуляторы; 
  . при длительной остановке по указанию командира укрыть  машину 
брезентом. 
После завершения марша (рейса) выполнить ежедневное техническое 
обслуживание или  по указанию командира очередное техническое обслу- 
живание N 1 или N 2 и подготовить машину  к  выполнению  последующей 
задачи. 
  _Заключение 
Таким образом  правильная  и  технически  грамотная организация 
эксплуатации автомобильной техники является составной  частью  авто- 
технического обеспечения войск,  имеет целью обеспечить успешное вы- 
полнение поставленных задач по охране Государственной границы и сох- 
ранить при этом машины в постоянной исправности и готовности к даль- 
нейшим действиям.  В процессе эксплуатации необходимо строго поддер- 
живать установленный  уровень  готовности и надежности автомобильной 
техники. 
Особое значение  это  требование  приобретает в условиях боевой 
деятельности войск,  когда напряжение в работе машин резко возраста- 
ет, а условия для обслуживания и ухода за машинами осложняются.  Ор- 
ганизация эксплуатации автомобильной техники предполагает разработку 
и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению надежной работы 
и сохранению машин с момента поступления в подразделение до выхода в 
плановый ремонт или списание по амортизационному износу. 
Эксплуатация автомобильной техники включает в себя вопросы  эф- 
фективного использования машин по прямому назначанию в различных до- 
рожных и климатических условиях и  в  условиях  боевой  деятельности 
войск, технического обслуживания, хранения и транспортировки. 
Знание основ организации правильной эксплуатации  автомобильной 
техники является  необходимым условием успешного выполнения задач по 
охране Государственной границы решаемых автомобильной службой погра- 
ничных войск. 
Из этого вытекает, что офицеры пограничной заставы должны знать 
и уметь правильно организовать эксплуатацию автомобильной техники. 
. 
  . 18 - 
    _Приложение 
Схема N 1: Содержание пыли в воздухе (g) в зависимости от места 
автомобиля в колонне (а) и дистанции (N) между авто- 
  мобилями (б) при  = 13-16км/ч 
  1 - дистанция 20-25м;    2 - дистанция 40-45м; 
  3 - третий автомобиль;   4 - пятый автомобиль 
. 
  . 19 - 
Схема N 2: Значение коэффициента избытка воздуха в процентах 
для различных температур воздуха и топлива. 
Температура топлива: 1 - 20 С; 2 - 40 С; 
  3 - 60 С; 4 - 80 С 
Схема N 3: Изменение толщины слоя накипи / h/ и теплопередачи 
/Qр/ радиатора автомобиля ЗИЛ-130 при эксплуатации 
  в зоне Каракумского канала 
. 
  . 20 - 
    _Используемая литература: 
  1.  Федеральный закон «О Государственной границе РФ» 
  (с изменениями и дополнениями на 10.08.94г.) 
  2.  «Эксплуатация автомобильной и бронетанковой техники на пог- 
    раничной заставе (в пограничной комендатуре),М.,1987г. 
  3.  «Эксплуатация автомобильной техники в сложных условиях», 
М.,1984г.,Воениздат 
  4.  «Эксплуатация армейских машин»,М.,19789г.,Воениздат 
  5.  «Бронетанковая техники,эксплуатация»,учебник,М.,1974г., 
Воениздат 
  6.  «Зарубежное военное обозрение»,N 10,1994г. 
  7.  «Руководство по правилам вождения боевых машин», 
М.,1984г.,Воениздат   |