Червячный редуктор
		Червячный редуктор
Исходные данные 
Мощность на выходном валу P= 5 кВт 
Частота вращения вала рабочей машины n= 30 об/мин 
Срок службы привода Lг = 2 лет. 
Допускаемое отклонение скорости  ?= 4 % 
Продолжительность смены tс= 8 часов. 
Количество смен LС= 2 
                           ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ. 
                       КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ПРИВОДА. 
1. Определение мощности и частоты вращения двигателя. 
Мощность на валу рабочей машины  Ррм= 5,0 кВт. 
Определим общий КПД привода: ?=?зп*?оп*?м*?2пк*?пс 
По табл. 2.2 [1] принимаем следующие значения КПД механических передач. 
КПД  закрытой передачи       ?зп= 0,97 
КПД первой открытой передачи      ?оп1= 0,965 
КПД второй открытой передачи      ?оп2= 0,955 
КПД муфты   ?м= 0,98 
КПД подшипников качения      ?пк= 0,995 
КПД подшипников скольжения   ?пс= 0,99 
определим                 общий                 КПД                  привода 
?=?з*?оп1*?пк2*?оп2*?пс=0,97*0,965*0,9552*0,995*0,99= 0,876 
Определим требуемую мощность двигателя Рдв =Ррм/?= 5/0,876=5,708 кВт. 
Выбираем по табл. К9 [1] номинальную мощность двигателя Рном=  7,5 кВт. 
Выбираем электродвигатель с синхронной частотой вращения  750,  1000,  1500, 
3000 
|Тип двигателя    |4AM160S8УЗ  |4AM132M6УЗ   |4AM132S4УЗ   |4AM112M2УЗ   | 
|Номинальн.       |730         |970          |1455         |2900         | 
|частота          |            |             |             |             | 
|Диаметр вала     |48          |38           |38           |32           | 
2. Определение передаточного числа привода и его ступеней. 
Определим частоту вращения приводного вала рабочей машины 
nрм=60*1000 v/(?D)= 60*1000 970/(?38)=30,0 об/мин. 
Передаточное  число  привода  u=nном/  nрм=  (24,33       32,33        48,50 
96,67( 
Принимаем пределы передаточных чисел закрытой передачи uзп: 6,3( 60,0 
Принимаем пределы передаточных чисел первой  открытой  передачи  uоп1:  2,0( 
5,0 
Принимаем пределы передаточных чисел второй открытой передачи uоп2: 2( 7,1 
Допустимые пределы привода ui: 25,2 (2130 
Исходя из пределов  передаточных  чисел  привода,  выбираем  тип  двигателя: 
4AM132M6УЗ 
с номинальной частотой вращения nном= 970 мин-1 и  диаметром  вала  dДВ=  38 
мм. 
Передаточное число привода u= 32,33 
Задаемся передаточным числом  редуктора uзп= 8 
Задаемся передаточным числом первой открытой передачи uоп1= 2 
Задаемся передаточным числом второй открытой передачи uоп2= 2 
Фактическое передаточное число привода uф =uзп*uоп1*uоп2= 8*2*2= 32 
Определим максимальное допускаемое отклонение  частоты  вращения  приводного 
вала рабочей машины ?nрм=nрм ?/100=30*4/100= 1,2 об/мин. 
Определим допускаемую частоту вращения  приводного  вала  рабочей  машины  с 
учётом отклонения [nрм]=nрм±?nрм= 30±1,2=28,8 (31,2 (об/мин.) 
Определить фактическую частоту вращения приводного вала  машины  nф=nном/uф= 
970/32= 30,3 об/мин. 
3. Определение силовых и кинематических параметров привода. 
Мощность двигателя Рдв = 5,708 кВт. 
Мощность  на  быстроходном  валу  Рб=Рдв*?оп1*?пс=  5,708*0,965*0,99=  5,453 
кВт. 
Мощность на тихоходном валу Рт=Pб*?зп*?пк= 5,453*0,97*0,955=5,263  кВт. 
Мощность на валу  рабочей  машины   Ррм=Рт*?оп2*?пк=  5,263  *0,955*0,995  = 
5,00  кВт. 
Частота вращения вала электродвигателя  nном= 970,00  об/мин. 
Частота вращения быстроходного вала nб=nном/uоп1= 970/2=485,00 об/мин. 
Частота вращения тихоходного вала nт=nб/uзп= 485/8=60,63 об/мин. 
Частота вращения вала рабочей машины  nрм=nт/uоп2= 60,63/2= 30,315 об/мин. 
Угловая  скорость  вала  электродвигателя   ?ном=?*nном/30=?*970/30=  101,58 
рад/с. 
Угловая скорость быстроходного вала ?б=?ном/uоп1=101,58/2= 50,79 рад/с. 
Угловая скорость тихоходного вала  ?т=?п/uт=50,79/8= 6,35 рад/с. 
Угловая скорость вала рабочей машины ?рм=?т/uор2= 3,18 рад/с. 
Вращающий момент на валу электродвигателя Тдв=Рдв/?ном=  7500/101,58  =56,19 
Н*м. 
Вращающий момент на быстроходном валу Тб=Рб/?б= 5,453/50,79= 107,36 Н*м. 
Вращающий момент на тихоходном валу   Тт=Pт/?т= 5,263/6,35= 828,82 Н*м. 
Вращающий момент на  валу рабочей машины  Трм=Pрм/?рм= 5000/3,18  =  1572,33 
Н*м. 
                    ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ. 
1. Выбор материала 
Выбор материала для червяка. 
Для червяка выбираем материал по табл. 3.2 [1] сталь 40Х 
Термообработка - улучшение 
Интервал твёрдости 260 - 280 НВ 
Средняя твёрдость: 270 НВ 
Предел прочности при растяжении ?В= 900 Н/мм2 
Предел прочности при растяжении ?Т= 750 Н/мм2 
Для   червяка   при   скорость   скольжения   Vs=   4,3*?2*uзп*3?Т2/103    = 
4,3*6,35*8*3?828,82/103 = 2,052 м/с 
 по табл.. 3.5 [1] принимаем  бронзу  БрА10Ж4Н4 
Предел прочности при растяжении ?В= 650 Н/мм2 
Предел прочности при растяжении ?Т= 460 Н/мм2 
Срок службы привода: Lh=365*Lг*tc*Lc и из  полученного  результата  вычитаем 
25% на простои. Lh= 10000 
Число циклов перемены напряжений за наработку N=573*?*Lh= 2,91E+08 
Число  циклов  перемены  напряжений  соответствующие  пределу   выносливости 
рассчитываем по табл. 3.3. [1]  NH0= 6,80E+07 
Определяем коэффициент долговечности  КHL=6?  NH0/N=6?  6,80E+07/2,91E+08  = 
0,32 
Коэффициент, учитывающий износ материала СV=  0,95 
Определяем коэффициент долговечности КFL=9? 106/N= 9? 106/2,91E+08 = 0,54, 
По табл. 3.5 [1] принимаем 2-ю группу  материалов. 
Для материала червячного колеса по табл., 3.6 определяем: 
Допускаемые контактные напряжения– 
Значение [?]H уменьшаем на  15%  так  как  червяк  расположен  вне  масляной 
ванны. 
при 2150° 
Определяем скорость ремня  v=?d1n1/(60*103)  =  ?*230*485/(60*103)  =  11,67 
м/с. 0,25b2 
Радиусы закруглений R =  6  мм. 
Уклон ?=  7  ° 
Диаметр отверстий d0=(dв-2S0-dст)/4=(263-2*25-23)/4=  23  мм. 
Так как расчётный диаметр меньше 25мм, выполняем диск без отверстий  .   мм. 
Конструирование червячного вала. 
Червяк выполняем заодно с валом. 
Основные элементы корпуса. 
Толщина стенки корпуса ?=2*4?0,2Тт ?6;  ?=  7,2  мм. 
Принимаем ?=  8  мм. 
Толщина крышки ?1=0,9? ?6;      ?=  6,48  мм. 
Принимаем ?1=  7  мм. 
Толщина фланца корпуса b=1,5?=  12  мм. 
Толщина фланца крышки корпуса b1=1,5?1=  10,5  мм. 
Толщина нижнего пояса корпуса p=2,35?=  19  мм. 
Толщина ребер основания  корпуса m=(0,85...1)?=  8  мм. 
Толщина ребер крышки m1=(0,85...1)?1=  7  мм. 
Диаметр болтов: 
соединяющих основание корпуса с крышкой d=3?2Тт=3?2*828 =  12  мм. 
у подшипников d1=(0,7...0,75)d=  10  мм. 
фундаментных болтов dф=1,25d=  16  мм. 
Размеры, определяющие положение болтов d2: 
е=(1...1,2)d1=  11  мм. 
q=0,5d2+d4=0,5*14+10=  17  мм. 
Дополнительные элементы корпуса. 
Гнездо под подшипник: 
диаметр отверстия в гнезде под быстроходный вал Dп1=  100  мм. 
диаметр отверстия в гнезде под тихоходный вал Dп2=  100  мм. 
винты крепления крышки подшипника быстроходного вала М  12 
винты крепления крышки подшипника тихоходного вала М  12 
число винтов крышки подшипника быстроходного вала n1=  6 
минимальное число винтов крышки подшипника тихоходного вала n2=  6 
диаметр гнезда под подшипник быстроходного вала Dк1=D1+3=  154  мм. 
диаметр гнезда под подшипник тихоходного вала Dк2=D2+3=  154  мм. 
длина гнезда l=d+c2+Rб+(3...5) =10+12+8+(3...5)=  36  мм. 
Радиус Rб=  11  мм. 
Расстояние до стенки корпуса с2=Rб+2=  13  мм. 
Размеры штифта по ГОСТ 3129-70 (табл10.5. [3]): 
dш=  12  мм. 
lш=b+b1+5=12+10,5+5=  30  мм. 
Предусмотрим  уклон  днища  2°  в  сторону  маслоспускного   отверстия   для 
облегчения слива масла.  Для  заливки  масла  и  осмотра  в  крышке  корпуса 
выполним окно, закрываемое крышкой. 
10.4. Установка элементов передач на вал. 
Для соединения вала с  элементами  открытой  передачи  используем  шпоночное 
соединение, при нереверсивной работе без толчков и ударов применяем  посадку 
Н7/k6. 
Для установки полумуфты на вал назначаем посадку- Н7/k6. 
При передаче вращающего момента  шпоночным  соединением  для  цилиндрических 
колес назначаем посадку Н7/r6. 
Посадка призматической шпонки по ГОСТ  23360-78  по  ширине  шпонки  p9,  по 
ширине шпоночного паза P9. 
Посадка подшипников на вал k6, поле допуска отверстия для  наружного  кольца 
подшипников-Н7. 
                                 СМАЗЫВАНИЕ. 
С целью защиты от коррозии и снижения коэффициента трения, уменьшения 
износа, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей, снижения 
шума и вибрации применяют смазывание зацеплений и подшипников. 
а) Смазывание зацепления. 
Применяем непрерывное смазывание жидким маслом окунанием. 
В зависимости от контактного напряжения и окружной скорости выбираем по 
табл. 10.29. [1] следующий сорт масла:  И-Т-Д-100 
Количество масла принимаем, из расчета 0,4...0,8 литра на 1кВт. Мощности, 
равным 3,2 л. 
б) Для контроля уровня масла, находящегося в редукторе, предусматриваем 
оконный маслоуказатель. 
в) Для слива масла, налитого в корпус редуктора, предусматриваем в корпусе 
сливное отверстие, закрываемое пробкой с цилиндрической резьбой. 
г) При длительной работе, в связи с нагревом масла и воздуха повышается 
давление внутри корпуса, что приводит к просачиванию масла через уплотнения 
и стыки. 
Чтобы избежать этого, предусматриваем отдушину, связывающую внутреннюю 
полость редуктора с внешней средой. 
                            ПРОВЕРОЧНЫЕ РАСЧЁТЫ. 
                       Проверочный расчёт подшипников 
                              Быстроходный вал. 
Входные данные: 
Угловая скорость вала ?=  50,79  с-1. 
Осевая сила Fa=  5180,125  Н. 
Реакции в подшипниках: 
В правом R1=  1723,592  Н. 
В левом R2=  1683,515  Н. 
Характеристика подшипников: 
Рядность подшипников в наиболее нагруженной опоре i=  1 
Базовая грузоподъемность CR=  50500  Н. 
Статическая грузоподъёмность C0r=  41000  Н. 
Коэффициент радиальной нагрузки X=  0,45 
Отношение  iRF/(C0R)=  0,12634451 
Коэффициент осевой нагрузки Y=  1,13 
Коэффициент влияния осевого нагружения е=  0,48  кН. 
Осевая составляющая радиальной нагрузки подшипника RS1=  827,3  Н. 
Осевая составляющая радиальной нагрузки подшипника RS2=  808,1  Н. 
Осевая  нагрузка подшипника RА1=  827,3  Н. 
Осевая  нагрузка подшипника RА2=  6007,4  Н. 
Радиальная нагрузка подшипника Rr=  1723,6  Н. 
Коэффициент безопасности Кб=  1,1 
Температурный коэффициент  К?=  1 
Коэффициент вращения V=  1 
Расчёт: 
Отношение RA/(V*Rr)=  3,485 
Эквивалентная динамическая нагрузка 
RE=(XVRr+YRa)KбKт=(0,45*1*1723,6+1,13*6007,6)*1,1*1 =  8320,38 
По ГОСТ 16162-85 для червячных редукторов принимаем Lh=5000 часов. 
Для шариковых подшипников показатель степени: m=3 
Определяем расчётную динамическую грузоподъёмность 
Crp=RE*m?573?Lh/106=8320,38*3?573*50,79*10000/106=  43763,37  Н. 
Подшипник пригоден 
Долговечность подшипника 
L10h=106*(Cr/RE)m/(573?)=106*(43763,37/8320,38)3/(573*50,79)=  7682,7 
часов. 
                               Тихоходный вал. 
Входные данные: 
Угловая скорость вала ?=  6,35  с-1. 
Осевая сила Fa=  2684  Н. 
Реакции в подшипниках: 
В правом R1=  7181,083  Н. 
Влевом R2=  6997,609  Н. 
Характеристика подшипников: 
Рядность подшипников в наиболее нагруженной опоре i=  1 
Базовая грузоподъемность CR=  30700  Н. 
Статическая грузоподъёмность C0r=  19600  Н. 
Коэффициент радиальной нагрузки X=  0,56 
Отношение  iRF/(C0R)=  0,13693878 
Коэффициент осевой нагрузки Y=  1,286 
Коэффициент влияния осевого нагружения е=  0,34  кН. 
Осевая составляющая радиальной нагрузки подшипника RS1=  0  Н. 
Осевая составляющая радиальной нагрузки подшипника RS2=  0  Н. 
Осевая  нагрузка подшипника RА1=  2684  Н. 
Осевая  нагрузка подшипника RА2=  2684  Н. 
Радиальная нагрузка подшипника Rr=  7181,083  Н. 
Коэффициент безопасности Кб=  1,1 
Температурный коэффициент  К?=  1 
Коэффициент вращения V=  1 
Расчёт: 
Отношение RA/(V*Rr)=  0,37375978 
Эквивалентная динамическая нагрузка 
RE=(XVRr+YRa)KбKт=(0,45*1*7181,083+1,13*2684)*1,1*1 =  8220,33353 
По ГОСТ 16162-85 для червячных редукторов принимаем Lh=5000 часов. 
Для шариковых подшипников показатель степени: m=3 
Определяем расчётную динамическую грузоподъёмность 
Crp=RE*m?573?Lh/106=RE*m?573*6,35*5000/106 =  21619,9933  Н. 
Подшипник пригоден 
Долговечность подшипника 
L10h=106*(Cr/RE)m/(573?)=106*(21619,9933/8220,33353)3/(573*6,35)= 
14315,8936  часов. 
                         Проверочный расчёт шпонок. 
Проверку шпонок ведём на смятие. Про допустимом напряжении [?]см=  150 
Н/мм2. 
Шпонка на выходном конце быстроходного вала . 
Диаметр вала d=  38  мм. 
Из конструктивной компоновки полная длинна шпонки l=  45  мм. 
По табл. К42. [1] определяем: 
ширина шпонки b=  10  мм. 
высота шпонки h=  8  мм. 
глубина паза вала t1=  5  мм. 
Определяем рабочую длину шпонки lр=l-b=  35  мм. 
Определяем площадь смятая Асм=(0,94*h-t1)*lp=(0,94*8-5)*45 =  88,2  мм2. 
Окружная сила на быстроходном валу Ft=  2684,000  Н. 
Расчётная прочность ?см=Ft/Aсм=  88,2  < 150  (Н/мм2) 
Условие прочности ?см < [?]см выполнено. 
Шпонка  вала под колесо. 
Из проектного расчета вала принимаем диаметр вала под зубчатым колесом d= 
75  мм. 
Из конструктивной компоновки полная длинна шпонки l=  120  мм. 
По табл. К42. [1] определяем: 
ширина шпонки b=  20  мм. 
высота шпонки h=  12  мм. 
глубина паза вала t1=  7,5  мм. 
Определяем рабочую длину шпонки lр=l-b=  100  мм. 
Определяем площадь смятая Асм=(0,94*h-t1)*lp=(0,94*12-7,5)*100 =  378  мм2. 
Окружная сила на колесе Ft=  7487,3  Н. 
Расчётная прочность ?см=Ft/Aсм=  19,81  < 150  (Н/мм2) 
Условие прочности ?см < [?]см выполнено. 
Шпонка на выходном конце тихоходного вала . 
Из проектного расчета вала принимаем диаметр выходного конца вала d=  60 
мм. 
Из конструктивной компоновки полная длинна шпонки l=  71  мм. 
По табл. К42. [1] определяем: 
ширина шпонки b=  16  мм. 
высота шпонки h=  10  мм. 
глубина паза вала t1=  6  мм. 
Определяем рабочую длину шпонки lр=l-b=  55  мм. 
Определяем площадь смятая Асм=(0,94*h-t1)*lp=(0,94*10-6)*55 =  187  мм2. 
Окружная сила на тихоходном валу Ft=  5180,1  Н. 
Расчётная прочность ?см=Ft/Aсм=  27,701  < 150  (Н/мм2) 
Условие прочности ?см < [?]см выполнено. 
                        Уточненный расчет валов [3]. 
   Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному 
циклу, а касательные от кручения по отнулевому. Расчет производим для 
предположительно опасных сечений каждого из валов. 
Быстроходный вал. 
Проедал выносливости при симметричном цикле изгиба 
Предел на растяжение ?B=  900,00  H/мм2. 
?-1=0,43?в=0,43*900 =  387,00  H/мм2. 
Проедал выносливости при симметричном цикле касательных напряжений 
?-1=0,58?-1=0,58*387 =   224,46  H/мм2. 
Сечение А-А. 
Это сечение под элементом открытой  передачи рассчитываем на кручение. 
Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. 
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям. 
Диаметр выходного конца вала d =  38  мм. 
Для этого находим: 
среднее напряжение отнулевого цикла Wк нетто=?d3/16-bt1(d-t1)2/2d= ?383/16- 
20*6(38-224)2/2*38 =  10057,64  мм3 
амплитуда отнулевого цикла ?v=?m=?max/2=T1/2Wк нетто=107/2*10057,64  = 
5,34  H/мм2. 
принимаем по табл. 8.5. , 8.8 , эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  1,9 
интерполируя, масштабный фактор для касательных напряжений ??=  0,738 
коэффициент ??=  0,1 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v/(??*?)+??*?m) =224/(1,9 * 
5,34/(0,738*?)+0,1*224)=  14,96 
Определяем коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям . 
Для этого находим: 
момент консольной нагрузки М= Fоп*lоп= Fоп*0,067=  110213  H*мм. 
среднее напряжение отнулевого цикла Wк нетто=?d3/32-bt1(d-t1)2/2d=  4670,60 
 мм3. 
амплитуда отнулевого цикла ?v=?m=?max/2=T1/2Wк нетто=107/2*4670,60 =  22,99 
 H/мм2. 
 принимаем по табл. 8.5. , 8.8, эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  1,9 
интерполируя, масштабный фактор для нормальных напряжений ??=  0,856 
коэффициент ??=  0,2 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v/(??*?)+??*?m) =?- 
1/(1,9*?v/(0,856*?) +0,2*23)=  6,637 
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А 
s=s?*s?*/?s2?+s2?=6,637 *15 */6,6372+152=   6,067 
Сечение Б-Б. 
Это сечение под подшипником. Концентрация напряжений вызывает посадка 
подшипника с гарантированным натягом. 
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям. 
Диаметр  вала под подшипник d=  45  мм. 
Отношение D/d=  1,24 
Выбираем радиус галтели r=  1,00  мм. 
Отношение r/d=  0,02 
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям. 
Для этого находим: 
Изгибающий момент M=Fвl3=  110213  H*мм. 
осевой момент сопротивления W=?d3/32=?453/32=  8946,18  мм3 
полярный момент Wp=2W=  17892,36  мм3 
амплитуда и среднее напряжение цикла костыльных напряжений 
?v=?m=?max/2=T1/2Wp=  3,00  H/мм2. 
принимаем по табл. 8.5. , 8.8 , эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  1,9 
масштабный фактор для касательных напряжений ??=  0,715 
коэффициент ??=  0,1 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v /(??*?)+??*?m) =?-1/(1,9*?v 
/(0,715 *0,95)+0,1*?m)=  25,825 
Определяем коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям . 
Для этого находим: 
амплитуда нормальных напряжений  ?v=?m=?max/2=М/2W=  6,16  H/мм2. 
 принимаем по табл. 8.5. , 8.8, эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  2,8 
масштабный фактор для касательных напряжений ??=  0,835 
коэффициент ??=  0,2 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v /(??*?)+??*?m)=  16,844 
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б 
s=s?*s?*/?s2?+s2?=16,8 *0,735*/?16,82+0,7352=   14,108 
Тихоходный вал. 
Проедал выносливости при симметричном цикле изгиба 
Предел на растяжение ?B=  900  H/мм2. 
?-1=0,43?в=  387  H/мм2. 
Предал выносливости при симметричном цикле касательных напряжений 
?-1=0,58?-1=   224,46  H/мм2. 
Сечение А-А. 
Это сечение под элементом открытой  передачи рассчитываем на кручение. 
Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. 
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям. 
Диаметр выходного конца вала d=  60  мм. 
Для этого находим: 
среднее напряжение отнулевого цикла Wк нетто=?d3/16-bt1(d-t1)2/2d=?d3/16- 
b*224(60-224)2/2*60 =  40078,70  мм3 
амплитуда отнулевого цикла ?v=?m=?max/2=T2/2Wк нетто=  10,34  H/мм2. 
принимаем по табл. 8.5. , 8.8 , эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  1,9 
интерполируя, масштабный фактор для касательных напряжений ??=  0,675 
коэффициент ??=  0,1 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v /(??*?)+??*?m) =224/(1,9*?v 
/(0,675*0,95)+0,1*?m)=  7,087 
Определяем коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям . 
Для этого находим: 
момент консольной нагрузки М= Fоп*lоп=  848571  H*мм. 
среднее напряжение отнулевого цикла Wк нетто=?d3/32-bt1(d-t1)2/2d= 
18872,95  мм3. 
амплитуда отнулевого цикла ?v=?m=?max/2=T2/2Wк нетто=T2/2*18872,95 =  43,92 
 H/мм2. 
 принимаем по табл. 8.5. , 8.8, эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  1,9 
интерполируя, масштабный фактор для нормальных напряжений ??=  0,79 
коэффициент ??=  0,2 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v /(??*?)+??*?m) =?-1/(1,9*?v 
/(0,79*0,95)+0,2*?m)=  3,226 
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А 
s=s?*s?*/?s2?+s2?=0,79*1,9*/?0,792+1,92=   2,936 
Сечение Б-Б. 
Это сечение под подшипником. Концентрация напряжений вызывает посадка 
подшипника с гарантированным натягом. 
Диаметр  вала под подшипник d=  65  мм. 
Отношение D/d=  1,15 
Выбираем радиус галтели r=  1,50  мм. 
Отношение r/d=  0,02 
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям. 
Для этого находим: 
Изгибающий момент M=Fвl3=  614  H*мм. 
осевой момент сопротивления W=?d3/32=?*653/32=  26961,25  мм3 
полярный момент Wp=2W=  53922,50  мм3 
амплитуда и среднее напряжение цикла костыльных напряжений 
?v=?m=?max/2=T1/2Wp=T1/2*53922,50 =  7,69  H/мм2. 
принимаем по табл. 8.5. , 8.8 , эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  1,67 
масштабный фактор для касательных напряжений ??=  0,6625 
коэффициент ??=  0,1 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v /(??*?)+??*?m) =7,69/(1,67*7,69 
/(0,6625*0,95)+0,1*?m =  10,601 
Определяем коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям . 
Для этого находим: 
амплитуда нормальных напряжений  ?v=?m=?max/2=М/2W=  0,01  H/мм2. 
 принимаем по табл. 8.5. , 8.8, эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  2,68 
масштабный фактор для касательных напряжений ??=  0,775 
коэффициент ??=  0,2 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v /(??*?)+??*?m)=  10077,947 
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б 
s=s?*s?*/?s2?+s2?=10077,947 *10,601*/?10077,947 2+10,6012=   10,601 
Сечение В-В. 
Это сечение под зубчатым колесом. Концентрация напряжений обусловлена 
наличием шпоночной канавки. 
Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям. 
Для этого находим: 
Диаметр выходного конца вала d=  75  мм. 
среднее напряжение отнулевого цикла Wк нетто=?d3/16-bt1(d-t1)2/2d=?753/16- 
b*5,29(75-5,29)2/2*75 =  78278,71  мм3 
амплитуда отнулевого цикла ?v=?m=?max/2=T2/2Wк нетто=T2/2*78278,71 =  5,29 
H/мм2. 
принимаем по табл. 8.5. , 8.8 , эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  1,9 
интерполируя, масштабный фактор для касательных напряжений ??=  0,64 
коэффициент ??=  0,1 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v /(??*?)+??*?m) =?-1/(1,9*?v 
/(0,64*0,95)+0,1*?m)=  13,157 
Определяем коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям . 
Для этого находим: 
Суммарный изгибающий момент берем из эпюр M=  495494  H*мм. 
среднее напряжение отнулевого цикла Wк нетто=?d3/32-bt1(d-t1)2/2d=?753/32- 
b5,29(d-5,29)2/2*75 =  36861,23  мм3. 
амплитуда отнулевого цикла ?v=?m=?max/2=T2/2Wк нетто=T2/2*36861,23 =  22,48 
 H/мм2. 
 принимаем по табл. 8.5. , 8.8, эффективный коэффициент концентрации 
касательных напряжений k?=  1,9 
интерполируя, масштабный фактор для нормальных напряжений ??=  0,75 
коэффициент ??=  0,2 
коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности ?=  0,95 
Коэффициент запаса прочности s?=?-1/(k?*?v /(??*?)+??*?m) =?-1/(1,9* 
22,5/(0,75*0,95)+0,1*?m)=  6,005 
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения В-В 
s=s?*s?*/?s2?+s2?=6,005*13*/?6,0052+132=   5,463 
                      Расчет на жесткость вала червяка. 
Проверим стрелу прогиба для червяка. Для этого определим приведенный момент 
инерции поперечного сечения. 
Jпр=?d4f1/64*(0,375+0,625*da1/df1) =?754/64*(0,375+0,625*70/75)= 
719814,2752  мм4 
Стрела прогиба f=l31*? F2t1+F2r1/(48EJпр) =l31*? 51802+38402/(48EJпр)= 
1,37879E-07  мм. 
Допускаемый прогиб [f]=(0,005...0,01)m=  0,05  0,1 
Жесткость обеспечена, так как f<[f]. 
                         Тепловой расчет редуктора. 
Температура воздуха tв=  20  ° С 
Коэффициент теплопередачи Кt=  15  Вт/(м2*град) 
Определяем по табл. 11.6 [1] площадь поверхности охлаждения  в зависимости 
от межосевого расстояния А =  0,67  мм2 
Температура масла без искусственного охлаждения  при непрерывной работе 
tм=tв+Р1*(1-?)/(Kt*A) =20+5,453*(1-0,876)/(15*0,67) =  74,3  ° С, 
где tв – температура воздуха, 
Р1 – мощность на быстроходном валу, 
? - КПД редуктора, 
Kt – коэффициент теплоотдачи, 
A – площадь теплоотдающей поверхности корпуса редуктора. 
Температура масла не превышает допустимой [t]м=80...95° С. 
----------------------- 
Z 
X 
Y 
RAY 
1 
RBY 
3 
4 
RAX 
2 
FX1 
RBX 
B 
A 
Fr 
Ft 
Fa 
LБ/2 
LБ/2 
lоп 
                                     MZ 
                                    (H*м) 
                                     MY 
                                    (H*м) 
                                     MX 
                                    (H*м) 
                  Рис.1 Эпюра моментов на быстроходном валу 
Z 
                   Рис.2 Эпюра моментов на тихоходном валу 
RDY 
4 
lоп 
lТ/2 
lТ/2 
Fa 
Ft 
Fr 
D 
C 
RCX 
FX2 
3 
RDX 
1 
2 
RCY 
                                     MX 
                                    (H*м) 
                                     MY 
                                    (H*м) 
                                     MZ 
                                    (H*м) 
FY2 
Y 
X 
40 
247 
-110 
-260 
107 
290 
425 
-4,56 
-152 
-255 
828   |