Энергоэкономическая эффективность применения авиационных двигателей на ТЭС
Энергоэкономическая эффективность применения авиационных двигателей на ТЭС
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы. В настоящее время Узбекистан находится на пути
построения правового, демократического государства с рыночной экономикой. В
период перехода к рыночным отношениям, усугубившимся разрывом связей с
другими республиками бывшего СССР, необходимостью выхода из экономического
кризиса, в котором оказался Узбекистан после развала СССР, положение в
теплоэнергетике и в энергетической отрасли экономики в целом,
характеризуется значительным физическим и моральным износом основного
оборудования крупных тепловых электростанций (ТЭС) Узбекистана. Это
Ташкентская, Навоийская, Ново-Ангренская, Ангренская и другие ТЭС. Все они
были построены еще в советское время и уже отработали от 25 до 40 лет.
В связи с указанными выше причинами качество энергоснабжения отдельных
групп потребителей, особенно промышленных с непрерывным процессом
производства, ухудшилось, т.к. участились случаи аварийных остановов блоков
действующих ТЭС. Это приводит к логичному решению, которое сводится к
децентрализации производства энергоресурсов (электроэнергии, теплоты, а в
дальнейшем и холода), т.е. расположению небольшого источника
энергоснабжения в непосредственной близости от потребителя.
Децентрализация энергоснабжения оказывается выгодной для конечного
потребителя, который может быть владельцем независимого источника
энергоснабжения.
Одним из способов создания небольшого источника энергоснабжения
является конвертация авиационных двигателей и создание на их базе блочных
станций заводской готовности. Эффективным оказывается комбинированное
производство электроэнергии с выработкой на ее базе тепловой энергии для
нужд теплоснабжения.
Тема диссертации является актуальной в силу того, что в ней
рассматриваются вопросы создания теплоэлектроцентрали для небольшого
населенного пункта на базе турбовинтового двигателя АИ-20, и рассмотрен
вариант создания газотурбинной теплоэлектрохладоцентрали для производства
всех видов энергии (тепло, холод и электроэнергии) на базе авиационных
двигателей. Создание таких установок не требует больших капиталовложений и
характеризуется небольшими сроками окупаемости.
Цель работы. Целью работы является обоснование возможности создания
теплоэлектроцентрали на базе авиационного газотурбинного двигателя, оценка
экономического эффекта от внедрения авиационных двигателей в энергетику,
анализ возможных путей дальнейшего развития источников энергоснабжения на
базе авиадвигателей в энергетике Узбекистана с учетом социально-
экономических факторов нашей республики.
Новизна работы состоит в том, что предлагается новый путь развития
генерирующих мощностей в Узбекистане, характеризующийся децентрализацией
энергопроизводства путем внедрения локальных источников снабжения
потребителй энергоресурсами на базе комбинированной выработки теплоты и
электроэнергии с дальнейшим развитием их в источники полного
энергоснабжения (теплота, электроэнергия и холод) —
теплоэлектрохладоцентрали (ТЭХЦ).
Одним из способов создания децентрализованных источников снабжения
энергоресурсами является внедрение в энергетику Узбекистана газотурбинной
технологии производства энергии на базе конвертированных авиационных
газотурбинных двигателей (АГТД). В работе рассмотрены вопросы создания
источника по производству теплоты и электроэнергии на базе АГТД —
теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), а также рассмотрен вариант по созданию на базе
АГТД газотурбинной ТЭХЦ. Проведены сравнительные экономические расчеты двух
вариантов, выявившие преимущества создания ТЭХЦ, по сравнению с другими
вариантами.
Публикации. По теме настоящей магистерской диссертации было
опубликовано 2 статьи. |