Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная
рефератыЕстествознание
рефератыУголовное право уголовный процесс
рефератыТрудовое право
рефератыЖурналистика
рефератыХимия
рефератыГеография
рефератыИностранные языки
рефератыРазное
рефератыИностранные языки
рефератыКибернетика
рефератыКоммуникации и связь
рефератыОккультизм и уфология
рефератыПолиграфия
рефератыРиторика
рефератыТеплотехника
рефератыТехнология
рефератыТовароведение
рефератыАрхитектура
рефератыАстрология
рефератыАстрономия
рефератыЭргономика
рефератыКультурология
рефератыЛитература языковедение
рефератыМаркетинг товароведение реклама
рефератыКраеведение и этнография
рефератыКулинария и продукты питания
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Моделирование учебного процесса на примере темы "Издержки производства" ( - (диплом)

Моделирование учебного процесса на примере темы "Издержки производства" ( - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    В в е д е н и е

На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам. Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются “издержками производства”. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт. Существуют два подхода к оценке затрат бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течении этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах фирмы зафиксированы фактические (“явные”) затраты, которые представляют собой денежные ресурсы на оплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д. ). Однако экономисты, кроме явных, учитывают и “неявные” затраты. Поясним это на следующем примере.

Предположим, что в производство продукции фирма вкладывает заемный капитал, который она взяла в банке; тогда в издержки включались бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что вкладывается привлеченный капитал, из дохода фирмы необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента.

Однако даже понятие “неявные затраты” не дает полного представления об истинных затратах на производство. Это объясняется тем, что из множества возможных вариантов использования ресурсов мы осуществляем один определенный выбор, единственность которого вынуждается ограниченностью ресурсов. Так, поступив в институт, вы упускаете возможность в течении нескольких лет обучения получать заработную плату, если бы были заняты той или иной работой. Увлекаясь телевизором, вы упускаете возможность прочесть книгу, и т. д. Теперь понятно, почему, принимая то или иное производственное решение и оценивая действительные затраты, экономисты рассматривают их как затраты упущенных (утраченных) возможностей.

Под “издержками упущенных возможностей” понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов. Таким образом, затраты упущенных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах. Любая фирма стремиться поучить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится, в первую очередь, к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому “совокупные общие затраты” делятся на “постоянные” и переменные.

К постоянным затратам относятся: амортизация, оплата обслуживающего персонала, страхование, реклама, платежи за кредит и т. д. Постоянные затраты не зависят от изменения выпуска объема продукции и существуют даже в том случае, когда фирма ничего не производит.

К переменным затратам относятся: затраты на сырье, материалы, топливо, оплату производственных рабочих и т. д. Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

В хозяйственной практике нашей страны для определения величины издержек производства используется категория “себестоимость”.

Себестоимость соответствует рассмотренным бухгалтерским издержкам, т. е. не учитывает неявные (вмененные) издержки. С развитием предпринимательства в России экономисты переходят от использования понятия “себестоимость” к использованию понятия “экономические издержки”, но в настоящее время первое сохраняет свое значение.

    Таким образом, вышесказанное подтверждает актуальность
    выбранной темы дипломной работы

1. 0 Моделирование учебного процесса на примере темы “ Издержки производства”

В переводе с греческого технология - это “ учение о мастерстве”. (Это совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, для достижения поставленных целей).

Технология управления - это единство стереотипных и творческих действий. Технологизация учебного процесса проходила в три этапа:

    1. Индивидуальное мастерство.
    2. Этап “техники”.
    3. Этап “ технологии”.

В 1970 г. под воздействием системного подхода к содержанию педагогических технологий стало концентрироваться внимание на системной организации учебного процесса с точно заданными целями, достижение которых может поддаваться точному описанию и определению. Педагогическая технология- приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность на основе конструирования и применения специальных приемов и средств, а также оценки применяемых методов.

В настоящее время сложился предметный подход к обучению - цель которого изучение наук, передача знаний в научной области, с ориентацией обучаемых на усвоение содержания отдельных дисциплин без особой увязки их между собой, в том числе и с будущей деятельностью. Все попытки оптимизировать учебные планы дисциплины по предметному принципу закончились неудачей.

Для преодоления этих недостатков в основу современных технологий обучения была положена функциональная модель деятельности специалистов , которая позволила свести к min главные недостатки предметного подхода- дробление обучения на множество трудносвязуемых между собой учебных дисциплин и недостаточный учет индивидуальных познавательных потребностей учащихся. С позиций системно деятельного подхода учебный процесс высматривается как единая функциональная, а не предметная система. Это обусловлено планированием и построением дерева целей знаний и умений. Что позволит учащимся четко понимать и ясно видеть в целостном представлении динамически развивающуюся модель или структурную схему свей профессиональной деятельности. Учащийся видит смысл и весомость изучаемой дисциплины в свете своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому современная технология обучения предусматривает внедрение в учебную практику системно-деятельного подхода с выделением замкнутых учебных единиц (модулей) , соподчиненных и взаимосвязанных между собой, нацеленных на решение задач и формирование определенных видов деятельности.

Методология системно-деятельного подхода позволяет представить процесс обучения как четко спланированную систему усвоения учащимися учебно-профессиональной деятельности. Системно-деятельный подход к формированию учебных планов и программ нацелен на междисциплинарный синтез, основой которого выступает профессиональная деятельность специалиста , ее отдельные виды, формированию которой в той или иной степени подчинен ы все дисциплины специальности. Современная технология обучения - это последовательное и взаимопроникающее сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающее на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном формировании личности учащегося.

В основе современной технологии обучения лежат следующие положения: 1. Единство методологии преподавателей всех дисциплин.

2. Применение системно-деятельного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных методов обучения к активным.

3. Внедрение методов и форм активного обучения , причем в основе обучения лежит собственная деятельность учащихся.

Проектирование состава учебной дисциплины в современной технологии обучения предполагает следующие последовательности:

1. Иерархию целей (дерево целей) обучения, сформулированных в терминах умений, доступных проверке.

2. Тщательно отобранную и соответствующим образом структуированную учебную информацию, подлежащую усвоению.

    3. Программу познавательной деятельности учащихся.
    4. Программу управления познавательной деятельностью.
    5. Программу контроля и коррекции деятельности учащихся.

6. Оптимизированную структуру организационных форм и методов обучения. Для выявления объективного состава целевых установок подготовки как по специальности , так и по отдельной дисциплине используются два метода: 1. Эмпирический- это анализ сложившихся в практике видов деятельности и подборке соответствующих типовых задач и проблемных ситуаций. 2. Построение предварительной модели, сформированной на основе анализа деятельности специалиста (теоретико -экспериментальный).

Эмпирический путь целепологания идет от практики на основе анализа перечня видов деятельности и задач.

Диагностичное задание целей определяет ряд особенностей технологически построенного учебного процесса: выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрация усилий педагога и учащихся на намеченных ясных целях, атмосфера открытости и доброжелательности.

Второй путь основан на использовании метода програмно-целевого планирования, которое является наиболее прогрессивным методом планирования профессиональной подготовки, т. к. обеспечивается координация и взаимосвязь различных этапов учебного процесса.

На основе выявленных в процессе пограмно-целевого планирования видов деятельности разрабатываются программы умений и знаний.

Программа умений -это перечень всех умений выявленных в процессе анализа дисциплины на основе деятельного подхода, который предусматривает в качестве ведущей цели переход от узконаправленных умений к формированию базовых умений. Программа умений становится основой формирования знаний, что отражает логику целепологания от конечных результатов обучения.

Теоретическим базисом для формирования всех видов деятельности в рамках учебной дисциплины выступает программа знаний. Это перечень основных теоретических положений, раскрывающих основные понятия об объектах , процессах и методах в конкретной научной области, являющейся основой формирования учебно-профессиональной деятельности.

Ясно сформулированные цели в рамках иерархии модели учебного процесса не позволяют преподавателю уклониться от их реализации до получения конечного результата, но дают возможность определить способ контроля этого результата.

    1. 1 Идея технологии проблемно-модульного обучения

Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В последнее время этот термин стал все чаще появляться в нашем лексиконе . Особенный смысл он приобретает в понятийном аппарате профессиональной педагогики. Справедливости ради следует отметить , что термин “ компетентность” в отечественной профессиональной педагогике окончательно не устоялся и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Но тем не менее этот термин имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, он одним словом выражает значение традиционной триады “ знания, умения, навыки “и служит связующим звеном между ее компонентами. Во-вторых -и это главное- он наиболее целесообразен для описания реального уровня подготовки специалиста -выпускника профессиональной школы. Для того чтобы знание специалиста было мобильным , он должен быть способным обрабатывать накопленные знания, уметь добывать новые знания и использовать те и другие в своей практической деятельности. Таким образом он должен быть своего рода инженером знаний. В последние годы возникла специальная отрасль информационной технологии-инженерия знаний, направленная на исследование проблем представления и использования знаний. Инженерия знаний - это “ область в теории искусственного интеллекта, которая занимается языками для представления знаний, методами пополнения знаний, процедурами проверки их корректности и непротиворечивости и , наконец, использованием знаний при решении различных задач и созданием практических систем для хранения и обработки знаний”.

Кроме того , из приведенного выше определения следует, что инженерия знаний содержит в качестве основных задач разработку языков и моделей представления знаний, методов их пополнения и использования при решении различных задач ( компонент мобильности знания и гибкости метода в структуре компетентности), разработку процедур проверки корректности и непротиворечивости знаний ( компонент критичности в структуре компетентности), решение которых предполагает формирование компонентов компетентности : мобильности знания, вариативности метода и критичности мышления как у разработчиков , так и пользователей.

В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. С этой целью в русле концепции инженерии знаний рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в “сжатом”, компактном , удобном для использования виде. Среди них логическая модель ; продукционная модель; фреймовая модель; модель симантической сети.

Технологическое “сжатие” учебной информации может быть достигнуто различными методическими приемами, описание которых содержится не только в теории инженерии знаний, но и в исследованиях по формированию системности знаний учащихся, а также в работах учителей-практиков. Наиболее действенными зарекомендовали себя следующие методические приемы: моделирование в предметной , графической и знаковой форме, укрупненное упражнение и сверхсимвол, структурная блок-схема темы, опорный конспект генеалогическое древо ит. д. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что при осуществлении “сжатия” программного материала “наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

В нашем случае , при моделировании учебного процесса на примере темы : “ Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредприятия “ мы использовали методику построения модели обучения в графической форме , где указывались связи между учебными элементами , отражающие структуру учебного процесса . На основании анализа содержания обучения по теме : “ Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредпристий “ и построение графа взаимосвязи учебных элементов , можно разработать учебно-методический комплекс документов.

Совокупность всех учебно-методических документов, в которых дается системное описание будущего учебно-воспитательного процесса, называют учебно-методическим комплексом ( сокращенно УМК). В предлагаемой работе дается анализ этих документов и приводятся современные научно-педагогические рекомендации по их разработке и совершенствованию. УМК - это проект будущего учебно-воспитательного процесса, и чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты. В настоящее время на кафедрах российских вузов уже сложились определенные подходы к созданию УМК. Задача состоит в том, чтобы привести их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми реформой высшей и средней специальной школы и сделать их не формальным набором документов, а действенным инструментом совершенствования всего процесса подготовки кадров. Совершенствование УМК и учебного процесса - это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность кафедр и вузов по учету, с одной стороны, накапливаемых педагогической наукой знаний о закономерностях обучения и воспитания, а с другой - данных практического педагогического опыта, являющегося естественной опытной базой по проверке эффективности имеющихся УМК на практике. Поэтому в качестве авторов документов, составляющих УМК, должны рассматриваться не только их непосредственные составители, но и все те преподаватели, которые на основе анализа и апробации УМК в конкретных учебных условиях нашли необходимым внести в него те или иные изменения и дополнения.

Постоянный анализ мнений преподавателей и студентов - один из важнейших источников совершенствования учебно-методического комплекса. Все преподаватели выступают в качестве экспериментаторов, исследующих предлагаемую им в УМК программу действий, а не только ее исполнителей. Эта функция еще более усилится, когда УМК будет разрабатываться с применением ЭВМ. В этом случае вычислительная техника поможет обработке данных, полученных из практического опыта.

Ниже излагаются основные педагогические понятия, накопленные в настоящее время наукой, необходимые как для грамотного построения УМК, так и для его дальнейшего совершенствования.

Не все еще проблемы создания современного УМК разрешены педагогической наукой, и этих условиях приходиться применять решения на основе опыта, интуиции или самостоятельных исследований, а поэтому и созданные УМК в разных вузах и на разных кафедрах будут отражать их специфику. Создание современных УМК - дело времени, затраты которого зависят от объема предмета и числа квалифицированных разработчиков, однако в любом случае необходимо учитывать некоторые естественные стадии развития УМК как психолого-педагогического объекта.

Первую стадию создания УМК мы назвали “ эмпирической”. На этой стадии создания всей учебно-методической документации осуществляется на основе опыта и интуиции, без опоры на четкие положения психологии и педагогики. Эта стадия создания учебно-методической документации характерна для современного этапа развития высшей школы. Надо отметить, что она слишком затянулась. На эмпирической стадии создания УМК нельзя получить высокий эффект от его применения. Учебно-воспитательный процесс лишь несколько упорядочивается, становится более осознанным и управляемым, однако его эффективность повышается несущественно по сравнению со стихийным учебно-воспитательным процессом, организованным и осуществленным без достаточного описания в УМК. Отсюда создается ошибочное представление о том, что можно обойтись и без всякой ориентировки на какой-либо УМК при осуществлении процесса подготовки специалистов. Ошибочность такого представления состоит в том, что, хотя эмпирический УМК мало пригоден для радикального совершенствования учебно-воспитательного процесса, однако является необходимым исходным моментом для этого.

Вторую стадию создания УМК мы условно назвали “теоретической”. На этой стадии каждый документ построен на основе определенных положений психолого-педагогической науки и оптимизирован по определенным критериям. Понятно, что на второй стадии создания УМК открываются пути целенаправленного совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

На третей стадии создания и использования УМК внедряются средства, идеи и методы компьютеризации, позволяющие получить наивысшую эффективность в подготовке кадров.

Таким образом, УМК является комплексной информационной моделью ПС, отображающей определенным образом названные выше четыре элемента педагогической системы и этим задающей ее структуру.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011