Тара и упаковка - основы здоровой жизни одинокого полиграфиста.
Тара и упаковка - основы здоровой жизни одинокого полиграфиста.
Введение.
Говоря о современных методах упаковки и таре, необходимо вспомнить их
историю. Упаковка всегда играла важную роль в жизни человечества и, как
вехи на пути, отмечала этапы его развития.
Еще в средние века начинается маркировка товаров. Для маркировки мешков,
например, использовались клейма, положившие начало развитию товарных
знаков и марок. Вслед за клеймом изготовителя появляется маркировка товара
шрифтом, а затем и наклейкой, которая становится прототипом этикетки.
Уже на ранних этапах своего развития упаковка сочетала в себе три основных
фактора: материал, конструкцию и внешний вид. Этикетки на закрытых
аптечных упаковках уже в XVIII в. выполняли рекламную функцию, а не только
маркировали товар.
В 1922 году в раскопках поселения в Иране, археологи нашли сосуд,
сделанный пять тысяч лет назад, в котором был обнаружен осадок,
оказавшийся по химическому составу пивом. На старинных клеймах кувшина
встречается рельефный рисунок, изображающий людей, сидящих вокруг больших
кувшинов и потягивающих пиво через соломинки. Эти кувшины еще не были
упаковкой, но они были началом, первым опытом упаковки. Там же был найден
кувшин, в котором когда-то содержалось вино. Кувшины отличались друг от
друга. Тот, что для пива, устанавливался вертикально, а кувшин для вина
должен был лежать на боку и закрывался затычкой из необоженной глины,
разбухающей, как пробка, и непропускающей воздух, тем самым предохраняя
вино от скисания. Тара символически изображала продукт. Такое яркое
отождествление тары с ее содержимым и символикой говорит о том, что
коммуникативный аспект упаковки имеет очень древние корни.
Самая известная тара из древнего средиземноморского региона - это
ханаакский кувшин, или амфора. Обычная амфора делалась объемом около 30
литров, с небольшими ручками наверху; днище ее закруглено, что
способствует более равномерному распределению давления, которому
подвергается тара. В них перевозили вино, масло и другие жидкости, в том
числе и воду.Амфоры для того времени были многопрофильной тарой, как и
наши картонные коробки или 55-галонные нефтяные бочки. Ханаакский кувшин
подвергался маркировке. Количество информации на маркировке, было почти
как на винных этикетках. Там были сведения о возрасте вина, сорте
винограда и местности, а также о том, сухое оно или сладкое. Кувшины были
непрозрачными, поэтому маркировка являлась важной составляющей.
“Самые дорогие вещи бывают в маленьких упаковках” - это расхожее мнение.
Драгоценные вещи нуждаются в специальной упаковке. Косметическая и
парфюмерная тара изготавливалась из таких драгоценных материалов, как
золото, слоновая кость, алебастр, жадеит, хрусталь и фарфор. Упаковка
должна была подчеркнуть всю прелесть и роскошь аромата. Все сосуды,
особенно стеклянные, являются связующим звеном между античным миром и
зарождением современной упаковки.
К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже числились
кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло.
В начале XIX века парфюмерия стала предметом серьезного научного
исследования. Увеличение количества маркированных духов повлияло на
расширение печатной продукции, когда потребовались изысканные, яркие и
запоминающиеся этикетки для украшения стандартных флаконов. В середине XIX
века начала формироваться упаковка в ее современном виде. Часто флаконы
продавали в деревянных коробочках, обитых шелком или бархатом и украшенных
эмалью. Покупали эти коробочки уже обычные потребители.
Тара. Упаковка. Их функции.
Согласно ГОСТу 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» под упаковкой
понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции
от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также
обеспечивающих процесс обращения. Тара - это основной элемент упаковки,
представляющий собой изделие для размещения продукции.
+------------------------------------------------------------------------+
| Перемещение продукта от производителя к потребителю является |
| неминуемой предпосылкой реализации его потребительной стоимости. При |
| этом важно обеспечить полную сохранность количества, качества и |
| товарного вида продукции на всем пути ее следования. |
| |
| С целью защиты продукции от механических, климатических, биологических |
| и других воздействий и обеспечения ее качественной сохранности при |
| транспортировании и хранении применяют различные виды тары и упаковки. |
| |
| Наряду с основной своей функцией - обеспечивать сохранность |
| упакованного товара - тара выполняет и другие. Она способствует |
| ускорению передачи товарно-материальных ценностей от производителей |
| потребителям: облегчает перемещение продукции при |
| погрузочно-разгрузочных работах и внутрискладских операциях: |
| обеспечивает безопасные условия труда при переработке упакованных |
| грузов; улучшает учет и организацию сбыта продукции; повышает |
| эффективность использования транспортных средств и складских |
| помещений. Имея оригинальную маркировку, тара выполняет рекламную |
| функцию, доводит до потребителя первые сведения о продукции и правила |
| обращения с ней. Рекламная маркировка на потребительской таре |
| (упаковке) воздействует на покупательский спрос. В рыночной экономике |
| рекламная роль тары - один из важнейших инструментариев маркетинга. |
| |
| При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых |
| продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от |
| вредного воздействия указанных материалов. |
+------------------------------------------------------------------------+
Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций, разнообразием
применяемых для ее изготовления
материалов и широтой сфер применения. Это обуславливает ее классификацию.
Все многообразие тары по своему функциональному назначению подразделяется
на транспортную и потребительскую (упаковку). Особую группу составляет
тара-оборудование, представляющее собой изделие для размещения,
транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров методом
самообслуживания.
По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная, бумажная,
металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных
материалов.
По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. К
крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают
1200х1000х1200 мм.
В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и
многооборотную тару. Разовая тара предназначена для однократного
использования при поставках продукции. Возвратная тара - это тара, бывшая
в употреблении и используемая повторно. Многооборотная тара предназначена
для многократного ее использования при поставках продукции. Отличается
прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и
возврата.
По степени жесткости конструкции, то есть по способности к сопротивлению
внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы, различают
жесткую, мягкую и полужесткую тару. Жесткая тара не меняет своих форм и
размеров при заполнении продукцией и при транспортировании и хранении
продукции способна выдерживать внешние воздействия. Форма мягкой тары
существенно меняется при заполнении ее продукцией. Полужесткая тара менее
устойчива к внешним воздействиям, но при незначительной деформации после
заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную форму.
По конструктивному исполнению тару подразделяют на неразборную, разборную
и разборно-складную.
В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара
бывает закрытая и открытая.
Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без
просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданными
просветами.
По герметичности тара разделяется на герметичную и негерметичную.
Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и
паронепроницаемая тара.
Исходя из специфики функционального назначения и особенностей
конструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, и
аэрозольную тару. Изотермическая - это тара, внутри которой сохраняется
заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая - это
герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление.
Аэрозольная тара - это изобарическая тара с распылительным клапаном,
придающим продукции при ее потреблении аэрозольное состоянии.
По принадлежности и условиям использования тару делят на производственную,
инвентарную и складскую.
Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и
складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой
продукции, а также отходов в производстве. Инвентарная тара - это
многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая
возврату данному предприятию. Складская тара представляет собой
разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и
комплектации продукции в складских условиях.
Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от воздействия
радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных (биологических)
средств, называют защитной.
Существует также экспортная тара, предназначенная для поставки продукции
за границу, и импортная тара.
В зависимости от сферы применения различают универсальную и
специализированную тару. Первую используют для упаковывания,
транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую - для одной
какой-либо определенной продукции или для определенных условий
эксплуатации.
Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или транспортную)
тару (ящики, деревянные или металлические барабаны, бочки, клети, бидоны,
фляги, картонные коробки, бумажные жесткие пакеты, мешки, контейнеры и т.
д.) и внутреннюю (первичную или потребительскую) упаковку. Последнюю
применяют для каждого изделия или какой-то определенной части, массы или
объема продукции. Она является неотделимой частью товара (пленочные и
бумажные пакеты, коробки, тюбики, флаконы, банки из стекла и железа,
бутылки .).
Дизайн упаковки.
Очевидно, и закономерно, что успех предприятия зависит от его продукции.
Своих целей могут добиться те из предприятий, которым удается постоянно и
систематически сбалансировать предложения с потребностями потребителей.
Именно поэтому главное место в стратегическом планировании фирм все больше
занимает маркетинг, то есть методы и способы сбыта произведенной
продукции.
Фирмы прибегают к услугам рекламных агентств, так как именно они
предлагают все, что связано со сбытом или профессиональной упаковкой
товара. Агентства стремятся принимать участие в разработке товара.
Очень многие одинаковые товары предлагаются на рынок различными
изготовителями. Отличаются они порой только по упаковке. Дизайнерам ломают
головы над тем, чем можно “соблазнить” покупателя. Главный принцип в их
работе - создание устойчивой связи “человек - товар”. Почему покупатель
приобретает этот товар, и не желает покупать другой. Ответы на эти вопросы
можно получить, лишь проводя серьезные маркетинговые исследования. У
некоторых покупателей есть чувство юмора,
другие совершенно серьезны. Чем большее внимание дизайнер уделяет
запоминающимся элементам, тем успешнее складывается судьба товара на
рынке. Влияние, конечно, оказывает и название. При изобилии товара
наименований обычного языка не хватает, и специалисты по рекламе прибегают
к словотворчеству. Важны два компонента: внимание и степень запоминания.
Немаловажно и легкое произношение. В этой связи интересно, что новые
товары популярных фирм быстрее пробивают себе дорогу.
Упаковка сама по себе - решающий носитель рекламы продукта. Дизайн
приобретает превалирующее значение, так как внешний вид является, в
понимании потребителя, частью предложения. Поэтому необходимо
взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо невозможно продавать товары без
учета требований и пожеланий покупателей. А они концентрируются в дизайне.
Новые тенденции в области упаковки.
Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно
подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару.
Самой же упаковке необходимо обладать определенными свойствами:
1) защитными,
2) потребительскими,
3) экологическими,
4) рекламно-эстетическими.
Защитные свойства должны обеспечить сохранность продукта с момента
упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта от:
1) механических,
2) физических,
3) химических,
4) климатических,
5) биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх
установленных нормативов.
Потребительские свойства включают в себя:
1) разнообразие форм и размеров упаковки,
2) степень готовности продукта к употреблению,
3) удобство обращения с упакованным продуктом,
4) удобство потребления,
5) возможность переноса упаковки,
6) наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие
упаковки и осуществляющих контроль за содержимым,
7) простоту и надежность повторной укупорки емкостей.
Наличие определенных экологических свойств необходимо:
1) для обеспечения минимального загрязнения среды использованной
упаковкой,
2) наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов.
Упаковка - составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна,
поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже
изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать
эстетический уровень массового потребителя.
Рекламно-эстетические свойства упаковки:
1) информативность,
2) привлечение внимания покупателя,
3) стимулирование сделать покупку.
Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок,
переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.
Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно-эстетическими
свойствами необходима для упаковывания бытовых товаров, при этом часть
защитных функций можно переложить на транспортную тару.
Известно, что активным средством повышения привлекательности упаковки
является обновление конструкции и формообразования. Но наибольшая
эффективность достигается в случае соответствия
художественно-конструкторского решения упаковки критериям изобретения и
промышленного образца. При этом, с одной стороны, достигаются высокие
технические качества упаковки, а с другой - оригинальный внешний вид.
Проектирование такой упаковки начинается с анализа известных решений и
тенденций. Из них выбирается прототип будущей упаковки, максимально
проявляющий запланированные свойства, например потребительские и
рекламно-эстетические. Иногда дальнейшее их улучшение на базе существующей
технологии может оказаться экономически нецелесообразным. Поэтому
выявляются и анализируются недостатки прототипа, в частности в конструкции
и форме. Как правило, к этим недостаткам относятся низкая прочность,
жесткость и надежность потребительской тары. Решению этих проблем может
послужить введение в конструкцию новых элементов или образование нового
соединения известных элементов и узлов, позволяющие качественно улучшить
свойства прототипа либо придать ему новые свойства. Так, введение в
конструкцию упрочняющих элементов может упростить сборку, повысить
надежность тары, а также привести к новому формообразованию.
В качестве примера разработки упаковок с акцентированными потребительскими
и рекламно-эстетическими свойствами служат треугольные конструкции.
Треугольная форма используется довольно редко, поэтому она притягивает к
себе внимание потребителя больше, чем какая-либо другая. Кроме того, она
конструктивно проще, имеет меньше сторон и обладает повышенной жесткостью
треугольного поперечного сечения. Вертикальная ориентация силуэта придает
ему легкость и стройность, сохраняя при этом устойчивость и
сбалансированность. Такие упаковки чаще используются для сувениров, ценных
подарков, ювелирных и парфюмерных изделий, сложных бытовых товаров.
Складная коробка с треугольными торцевыми стенками отличается повышенной
жесткостью и прочностью. Это
достигается за счет треугольных торцевых стенок, соединенных между собой
посредством язычка так, что в совокупности они представляют собой
трехгранную пирамиду, вогнутую внутрь коробки. Конструктивное решение
выполнено на уровне изобретения, хотя не менее важной целью был
оригинальный внешний вид как средство достижения повышенных
потребительских и эстетических свойств. Эта цель была достигнута, и
оригинальное формообразование признано промышленным образцом. В дальнейшем
представленный образец формообразования был дополнен серией коробок с
трапециевидным и прямоугольным поперечным сечением.
Другим примером в достижении нового этапа потребительских и
рекламно-эстетических свойств служит демонстрационная упаковка
«клин-блистер». Как и в первом случае, здесь исходной была треугольная
форма. В качестве прототипа использовалась упаковка типа «блистер», что
определило высокие демонстрационные качества упаковки благодаря
использованию формованного прозрачного футляра из жесткого листового
полимера, позволяющего осматривать изделие в упаковке. Однако недостатками
треугольной формы являются неэффективное использование внутреннего объема
для прямоугольных изделий, ее сложность, затрудняющая складирование группы
упаковок на торговых площадях, а недостатками упаковки «блистер» - разовое
вскрытие, сопровождающееся разрушением упаковки, низкая прочность и
недостаточная защищенность от ударных нагрузок. Сущность нового решения
заключается в объединении клиновидной формы с прозрачным блистерным
элементом, выходящим наружу коробки через вырубное окно и имеющим вид
треугольной призмы, меньшая сторона которой расположена у вершины коробки.
Форма упаковки адаптирована к параллелепипеду и позволяет осматривать
упакованный товар в трех взаимно перпендикулярных направлениях, а также
многократно вскрывать упаковку без повреждения. Здесь треугольная
(клиновидная) форма упаковки занимает доминирующее положение в
формообразовании, так как она оригинальна и привлекательна, а блистерный
элемент раскрывает содержание товара, рекламирует его внешний вид. Вместе
с тем встречные формы блистера и коробки уравновешивают друг друга,
создают оригинальный силуэт.
Конструктивный подход к решению данной упаковки позволил одновременно
выйти на изобретение и промышленный образец.
Результат создания новой оригинальной упаковки внешне проявляется в новом
формообразовании, в то время как методом его достижения является
конструктивный подход к решению технических задач. Этот путь позволяет
максимально, на новом уровне развить потребительские и
рекламно-эстетические качества проектируемых упаковок, необходимых для
удовлетворения покупательского спроса и движения товара на рынке. |