Сочинение: Женские образы в творчестве А.И.Солженицына
Сочинение: Женские образы в творчестве А.И.Солженицына
Женские
образы в творчестве А.И.Солженицына
Так уж
сложилось, что в большинстве литературных произведений главными героями
становятся мужчины: мужественные, сильные и со своими слабостями – они чаще
становятся главными действующими лицами произведений, особенно прозаических. Но
наша жизнь – это переплетение человеческих судеб. И, конечно, в литературе
совершенно невозможно обойтись лишь «сильными мира сего».
Женские образы
– это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются
катализаторами событий, непосредственными их участниками; зачастую без них
сюжет не имел бы такого эмоционального настроя, красочности.
Как и у любого
автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но,
как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому и женщины в его произведениях
– отдельная судьба.
В таком
объемном произведении, как «В круге первом», написанном в основном о мужских
судьбах, женщины играют непосредственную роль. В этом романе им отведена участь
верных подруг, вольных, в отличие от мужчин, но несвободных по разным причинам.
Солженицынские
героини поражают глубиной своей души. И Симочка, и Клара, большинство других
героинь некрасивы внешне. Автор и его герои любят их за внутренний мир. Образ
девушки Агнии силен своей необычностью, чем-то мистическим в нем. Эта девушка
была откуда-то не с земли. По несчастью для себя она была утонченна и
требовательна больше той меры, которая позволяет человеку жить. Есть в ней
нравственность, одухотворенность. И еще одно качество, принадлежащее
большинству женских образов писателя. По крайней мере тех, в которых автор
вкладывал особый смысл. Эта особенность – человеческая странность. Героини
Солженицына как бы «не от мира сего». Часто они одиноки, их не понимают даже
самые близкие люди. Порой их внутренний мир настолько сложен, необычен и велик,
что, будь он разделен на несколько человек, никто из них не чувствовал бы себя
обделенным. Они редко находят себе собеседников, которые смогли бы проникнуться
к ним соучастием, выслушать и понять.
Девушку Клару
считает странной даже ее отец. И вдруг случается чудо. Она находит родственную
душу в И.Володине, чрезвычайно умном, много знавшем и видевшем, глубоком
человеке, который и сам является странноватым даже для собственной жены.
«…Много вопросов набралось у Клары, на которые вот Иннокентий мог бы ответить!»
Вообще, эта
девушка, как и Симочка, находит теплоту и душевное взаимопонимание среди людей,
научившихся ценить и разгадывать внутренний мир других, не смотря поверхностным
взглядом, видеть душевную красоту и наполненность. Как уже было сказано,
женщины у Солженицына не имеют внешней привлекательности, и все внимание
направлено на внутренний мир, образ жизни, мыслей, действий. Отсутствие красоты
позволяет объективно оценить женский образ по общечеловеческим критериям.
Произведение
«Матренин двор» написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных
с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается
сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками
из романа «В круге первом». В нее внешности есть, да и было в молодости, что-то
нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир.
Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все. «В самом деле! – ведь
поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!…»
У Матрены
непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше
раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. И в
тоже время, в ней нет сверхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским
рассуждениям, как у Клары и Агнии. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В
конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее
назначение: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый
праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля
наша».
Есть у
Солженицына женские образы, как бы противопоставленные верным женам
заключенных, девушкам с воли, с глубокой душой и добродушной
труженице-старушке. Так, совсем не похожие на свою сестру Дабнара и Динера,
красавицы, жившие в спокойном благополучии всеобщего благоговения, не слишком
вызывают симпатию автора: за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во
всяком случае, им далеко до «странной» Клары с ее одухотворенностью, богатством
мыслей. Они легкомысленны и приземленны, хотя и прекрасны внешне.
Такого рода
женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высоко
духовных героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как,
например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но
количеством не подчеркнута их правота, а скорее наоборот: все они незаметные
тени или просто кричащая толпа, которая забывается за более нравственным и
глубоким.
Сам автор,
пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей,
обосновал в своем сердце образ женщины - прежде всего человека: той, что
поддержит и поймет; той, что имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой
внутренний мир, воспримет тебя таким каков ты есть.
Солженицын
упоминает «праведника» в рассказе «Матренин двор» и не случайно. Это может с
какой-то стороны относится ко всем положительным героям. Ведь все они умели
смириться с чем бы то ни было. И в то же время оставаться борцами – борцами за
жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/
|