Сочинение: Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина
Сочинение: Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (По произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина
"Евгений Онегин")
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина "Евгений
Онегин" - грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно,
ценили во все времена, писали ей стихи, защищали, дарили цветы. О женских образах в романе девятнадцатого столетия принято говорить
"пленительные". Мне кажется, что Софье Фамусовой (главная героиня в "Горе от ума") и Татьяне Лариной (главная героиня "Евгения
Онегина") подходит именно это определение. Эти девушки - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и женской прелести. Однако характеры у этих
героинь довольно разные.
Софья - сложный для понимания человек. Противоречивость ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья - это "...смесь хороших инстинктов с ложью,
живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения. "...В собственной, личной ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже
мечтательное". Татьяна же была женским идеалом для А.С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю Татьяну милую мою! В ней не было ничего не понятного читателю
и поэтому она сразу вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является народность. Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе
залог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической русской природой -
простой, лишенной экзотики. Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы, деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей,
светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: "Природа создала Татьяну для любви, общество
пересоздало ее".
На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и
возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне: Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum; Ей душно здесь..,
она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок... Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась
Софья, воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности. В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь. Однако Софья тоже
незаурядная личность. Ее своеобразие заключается в том, что она выбирает не чи.н, не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то
есть ищет только личные, моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением
света, и с гневом отца, для которого "кто беден, тот тебе не пара", и даже с ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что она и
похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как социальный тип. Это умная, гордая
девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки не получили, да и не могли получить развития в, обществе, где
"Фамусовы и Скалозубы являются правителями страны". Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее
представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной
критики. Не понимает она и Молчалина, который любит ее "по должности". Поступая наперекор моральным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему
утверждает его устои. Например, стараясь использовать общество как оружие против Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Эта
неопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность ее в том, что в ней
совмещается, казалось бы, несовместимое: мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и холодная расчетливость, способность
на истинное страдание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким. Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение сентиментальных романов.
Поэтому каждая героиня ждала от любви каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна
любит не шутя И предается, безусловно, Любви, как милое дитя... Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, которая любит так же искренно и
преданно. Вспомним, с каким чувством она рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души
вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со
своим любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность Молчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама обманулась.
Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило в ней истинный народный характер.
Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах, поэтому Онегин рисуется
воображению Татьяны в романтических красках: Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель... Пушкин иронически замечает по поводу этих
романтических грез Татьяны: Но наш герой, кто б нu был oн, Уж, верно, был не Грандисон. Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения
деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает прозревать: Кто ж он?
Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон... Уж ни пародия ли он?
Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: "Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса
страданий и скорби любви". Таким образом, у Татьяны исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у Софьи. Драма, пережитая Софьей, является
первым в русской литературе опытом изображения душевной жизни женщины, который позже затронул А.С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируя прочитанные
произведения, я с уверенностью могу сказать, что женские образы в литературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение. Они учат нас
жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, и всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне хочется
верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русских писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день, из месяца в месяц, из года
в год, будет творить маленькое, бескорыстное добро.
|