Сочинение: Женские образы в русской литературе 1 половины XIX века
Сочинение: Женские образы в русской литературе 1 половины XIX века
Женские
образы в русской литературе 1 половины XIX века (По произведениям А.С.
Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Комедия А.С.
Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина "Евгений
Онегин" грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание
в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во
все времена, писали ей стихи, защищали, дарили цветы. О женских образах в
романе девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". Мне
кажется, что Софье Фамусовой (главная героиня в "Горе от ума") и
Татьяне Лариной (главная героиня "Евгения Онегина") подходит именно
это определение.
Эти девушки
олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и женской прелести. Однако
характеры у этих героинь довольно разные.
Софья сложный
для понимания человек. Противоречивость ее характера отметил Гончаров. Он
писал, что Софья это "...смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с
отсутствием всякого намека на идеи и убеждения. "...В собственной, личной
ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное". Татьяна
же была женским идеалом для А.С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю Татьяну милую
мою! В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразу вызывала
симпатию. Глубокой основой ее образа является народность.
Именно это
помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе залог победы духа
народности над всем, ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны
сближен с исключительно поэтической русской природой простой, лишенной
экзотики. Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы,
деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей, светской суете,
где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский
писал: "Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее".
На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же
чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о
своей няне: Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum; Ей душно
здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В
уединенный уголок...
Она вовсе не
стала светской дамой, в какую превратилась Софья, воспитывавшаяся в фамусовском
обществе и оторванная от народности.
В этом, на мой
взгляд, и кроется главное различие этих героинь.
Однако Софья
тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается в том, что она выбирает
не чи.н, не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то
есть ищет только личные, моральные достоинства, свойственные конкретному
человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением
света, и с гневом отца, для которого "кто беден, тот тебе не пара", и
даже с ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что она и
похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная женскому лагерю как
личность, героиня сближается с ним как социальный тип. Это умная, гордая
девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие
задатки не получили, да и не могли получить развития в, обществе, где
"Фамусовы и Скалозубы являются правителями страны". Наоборот, ложное
воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее
представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого,
она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной
критики. Не понимает она и Молчалина, который любит ее "по должности".
Поступая наперекор моральным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему
утверждает его устои.
Например,
стараясь использовать общество как оружие против Чацкого, она сама становится
орудием в руках этого общества. Эта неопределенность Софьи и делает ее образ
бесконечно трудным для понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно.
Неясность ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое:
мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и
холодная расчетливость, способность на истинное страдание и ядовитая
насмешливость над страдающим Чацким.
Чертой,
делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение сентиментальных романов.
Поэтому каждая героиня ждала от любви каких-то чудес, и ни одна из них не
замечала недостатков своего возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна
любит не шутя И предается, безусловно, Любви, как милое дитя...
Мне кажется,
что эти же слова можно сказать и о Софье, которая любит так же искренно и
преданно. Вспомним, с каким чувством она рассказывала своей служанке Лизе о
своем свидании с Молчалиным: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души
вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с
меня не сводит Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со
своим любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность
Молчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама обманулась.
Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, что
окружающее ее общество не убило в ней истинный народный характер.
Татьяна, как и
Софья, воспитывалась на иностранных романах, поэтому Онегин рисуется
воображению Татьяны в романтических красках: Кто ты, мой ангел ли хранителъ,
Или коварный искуситель...
Пушкин
иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны: Но наш герой,
кто б нu был oн, Уж, верно, был не Грандисон.
Истинная душа
Онегина познается Татьяной только после посещения деревенской усадьбы героя.
Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая книги Онегина,
Татьяна, наконец, начинает прозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный
призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов
модных полный лексикон... Уж ни пародия ли он? Белинский, высоко оценивший роль
Татьяны, отметил: "Она поняла наконец, что есть для человека интересы,
есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви". Таким
образом, у Татьяны исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и
у Софьи.
Драма,
пережитая Софьей, является первым в русской литературе опытом изображения
душевной жизни женщины, который позже затронул А.С. Пушкин, описав жизнь
Татьяны. Анализируя прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать,
что женские образы в литературе первой половины XIX века имеют поистине
непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по совести, пробуждают в
нас лучшие чувства и желание делать добро, и всегда оставаться такими, какими
нас сделала природа. И мне хочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих
и любящих русских писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня
в день, из месяца в месяц, из года в год, будет творить маленькое, бескорыстное
добро.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|