Сочинение: «Земное» И «неземное» в «Стихах о прекрасной даме» А. Блока
Сочинение: «Земное» И «неземное» в «Стихах о прекрасной даме» А. Блока
«Земное» И
«неземное» в «Стихах о прекрасной даме» А. Блока
Одинокий, к
тебе прихожу,
Околдован
огнями любви.
Ты гадаешь.—
Меня не зови,—
Я и сам уж
давно ворожу.
А.А. Блок
Александр
Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической
литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о «двоемирии»,
поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников
конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос.
Спасение же
видит в божественном начале «Мировой души» или «Вечной женственности». В этот
период появляется таинственный и волшебный цикл «Стихов о Прекрасной Даме». В
лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной
женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен,
ставшей впоследствии его женой.
Предчувствую
Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике
одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в
огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,—
тоскуя и любя.
Но Блок не был
бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания. Он
сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем
испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные
стихи. Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать
времени.
Разгораются
тайные знаки
На глухой,
непробудной стене.
Золотые и
красные маки
Надо мной
тяготеют во сне.
Укрываюсь в
ночные пещеры
И не помню
суровых чудес.
На заре —
голубые химеры
Смотрят в
зеркале ярких небес.
«Неземные»
черты «Прекрасной Дамы» органично и легко сливаются в запоминающийся и
узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед «вечной женственностью» и красотой
своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то
возлюбленной, то Родины.
Я искал голубую
дорогу
И кричал,
оглушенный людьми.
Подходя к
золотому порогу,
Затихал пред
Твоими дверьми.
Проходила Ты в
дальние залы,
Величава, тиха
и строга.
Я носил за
Тобой покрывало
И смотрел на
Твои жемчуга.
Поэт стремится
слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения,
и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира.
Блок
одновременно ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику.
Вхожу я в
темные храмы,
Совершаю бедный
обряд.
Там жду я
Прекрасной Дамы
В мерцанъи
красных лампад.
В тени у
высокой колонны
Дрожу от скрипа
дверей.
А в лицо мне
глядит, озаренный.
Только образ,
лишь сон о Ней.
Это время
становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир
часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне
реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии
поэта.
Он искусственно
уходит от реальности, в красивость фантазии.
Мы встречались
с тобой на закате,
Ты веслом
рассекала залив.
Я любил твое
белое платье,
Утонченность
мечты разлюбив.
Были странны
безмолвные встречи.
Впереди — на
песчаной косе
Загорались вечерние
свечи.
Кто-то думал о
бледной красе.
Таким образом,
вполне земной образ преображается в ро-мантико-символический миф. Поэт
стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и
фантазиях.
На протяжении
времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к
сомнениям и крушению надежд. Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений
Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в
поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность
слога, красота речи и полет фантазии.
Я к людям не
выйду навстречу,
Испугаюсь хулы,
и похвал.
Перед Тобой
Одною отвечу,
За то, что всю
жизнь молчал.
Молчаливые мне
понятны,
И люблю
обращенных в слух:
За словами —
сквозь гул невнятный
Просыпается
светлый Дух.
Я пойду на
праздник молчанья,
Моего не
заметят лица.
Но во мне —
потаенное знанье
О любви к Тебе
без конца.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|