Сочинение: Земля в огне
Сочинение: Земля в огне
ЗЕМЛЯ В ОГНЕ
(ПО
СТРАНИЦАМ РОМАНА М. А. ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»)
Творчество М. А. Шолохова занимает особое
место в военной прозе. И вот почему. На фронте писатель оказался в первые же
дни Великой Отечественной войны. И, начиная с 1941 года, один за другим
выходили его фронтовые очерки: «В казачьих станицах», «По пути к фронту», «Люди
Красной Армии», «Военнопленные» и другие. Наибольший отклик находили в сердцах
воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа «Наука ненависти». Сразу
после победы, обобщая публицистику военных лет, Шолохов создает «Слово о
Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквием погибшим. Позиция, которую
занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозных сражений, типична для
литературы военных и послевоенных лет. Это позиция яростной непримиримости к
врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах, стойкий оптимизм и уверенность в
будущих победах.
Вот, например, какую «символическую
картину» рисует автор в «Слове о Родине»: полузасыпанный окоп, скелет убитого
гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полный плодородного чернозема, из
него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизанная цветами веточка. «Да, у нас
много плодородной земли. И ее с избытком хватит, чтобы набить ею рты всем, кто
вздумает перейти от разговора о тотальных схватках к действию».
Картина, конечно, глубоко символична. Но
сейчас мы бы порассуждали не только о нашей силе, но и о мудрости жизни,
пробивающейся сквозь смерть зеленым росточком, и, может быть, даже о несчастной
судьбе немецкого воина. Кто знает, по своей ли воле он пришел на нашу землю?
Кто ответит точно: свершился ли закон сурового возмездия, или сам он — тоже
жертва бесчеловечной политики?.
Словом, рассуждать можно о многом. Но все наши
рассуждения носят отвлеченный, скорее философский характер. Шолохов же
конкретен и однозначен. И было бы странно и непонятно, если бы человек, только
что видевший смерть в лицо, стал философствовать о превратностях бытия. Это
—удел следующего поколения писателей, пришедших в литературу в конце 1950-х
годов. С именами Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова, Виктора
Астафьева и других мы связываем второй этап в развитии военной прозы, основная
особенность которого — в пристальном внимании к отдельной человеческой судьбе.
Однако получилось так, что, будучи
современником и единомышленником с Василием Гроссманом как автором повести
«Народ бессмертен», Ильей Эренбургом, чьи гневные антифашистские выступления
наполняли сердца воинов жгучей ненавистью, Алек-сандром Фадеевым, воспевшим в
«Молодой гвардии» героику подвига, Михаил Шолохов органически вписался и в
«молодую» литературу послевоенного периода. Его роман «Они сражались за
Родину», публикация которого началась в 1943 году, а продолжилась в 1969 году,
хронологически и тематически связал собой два поколения писателей-баталистов и
два этапа в развитии русской прозы о Великой Отечественной войне. Этим и
объясняется уникальность шолоховского произведения и его особая способность
сочетать крупномасштабность и эпичность изображения (традиция, идущая от «Войны
и мира» Л. Толстого) с детализированностью повествования, с острым ощущением
неповторимости человеческого характера.
Написанные страницы романа воссоздают один
из самых трагических моментов войны — отступление наших войск на Дону летом
1942 года. Писатель не побоялся открыто сказать о трудностях, ошибках, хаосе во
фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок.
Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а
бросают в лицо измученным солдатам гневные, хотя и несправедливые слова. «Я до
старости на работе хрип гнула, все налоги выплачивала и помогала власти не за
тем, чтобы вы сейчас бегли и оставляли бы все на разор да на поруху»,— в
сердцах говорит Лопахину острая на язык старуха-станичница. И за ее словами
стоят, конечно, недоумение, боль и большая человеческая правда.
Общеизвестно, что на войне, в час жестоких
испытаний, от человека отлетает все мелочное, наносное, суетное, остается его
истинное «я». Герои Шолохова — это бывший комбайнер Иван Звягинцев, шахтер Петр
Лопахин, агроном Николай Стрельцов. Истинная суть этих людей — в приверженности
к обычной мирной жизни, без грохотов и взрывов, без «смердящей мертвечины» на
поле боя. Автор описывает и состояние изнурительного марша, и молитву под
бомбами, и боль на операционном столе, и мгновения перед смертью — переживания
людей, лишенных внешних признаков героизма и в то же время настоящих героев.
Шолохов показывает, как сложна
человеческая душа, как много самых разных и противоположных чувств могут
одновременно бушевать в сердце.
Вот, например, движется Николай Стрельцов
в походной колонне, оставляющей очередной хутор. За околицей неожиданно видит
белоголового мальчика, похожего на собственного сына. В каком-то суеверном
страхе Стрельцов отводит глаза: «Перед боем не нужны ему воспоминания, от
которых размякает сердце». Однако, заставив себя мысленно пересчитывать свой
патронный запас, в последнюю минуту он не выдерживает, оглядывается. «И снова..
неожиданно и больно сжалось у Николая сердце, а к горлу подкатил трепещущий,
горячий клубок..».
Рисуя психологию мирного человека,
ставшего вдруг солдатом, Шолохов не останавливается на описании состояний
внутренней переходности, неупорядочности чувств. Ему важно показать, что в
процессе испытаний характер кристаллизируется, принимает четкие очертания, не
окаменевает, но отвердевает.
Бросается в глаза еще одна особенность
шолоховского повествования — обилие юмористических сцен и зарисовок. Это и
солдатские байки, на которые не скупится Лопахин, и его ухаживания за хуторской
красавицей, владелицей богатых кладовых, и история странной «окопной болезни»,
привязавшейся к старослужащему Некрасову, из-за которой он спросонья лезет не в
дверь, а на печь. Юмор выступает как важнейшая черта национального характера,
помогающая выстоять в экстремальных ситуациях.
Вспоминая Гоголя и перефразируя его, можно
сказать, что солдатский смех, звучащий на страницах произведения, — это смех
сквозь ненависть. Смерть и смех — вещи несовместимые, но в преддверии гибели
люди способны забыть о ней. В жизни трагическое и комическое нередко
сопрягаются друг с другом.
Так и в романе Шолохова «Они сражались за
Родину» сопряжены глубокое понимание психологии народа как целого и погруженность
во внутренний мир конкретного человека, представления о родине как огромном
государстве и готовность умереть за то место на земле, где родился и вырос,
правда истории и правда искусства.
|