Сочинение: "Я себя убил..."
Сочинение: "Я себя убил..."
"Я себя
убил..."
Одни говорят,
что этот человек — великий христианин. Другие помнят, что он был
революционером, участвовал в заговоре петрашевцев, приговорен был к казни.
В белом халате
и в колпаке смертника в жестокий мороз стоял он на Семеновском плацу, слушал
приговор, ждал расстрела и, как писал об этом через несколько десятилетий, на
эшафоте считал себя правым и ни в чем не раскаивался.
Этот человек с
такой странной, тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, много работавший,
этот гений, у которого не было денег на еду, — он жил за границей на плохом
чае, а в России умолял одного из издателей, чтобы ему дали 15 рублей авансом.
Имя этого гения — Федор Михайлович Достоевский.
Теперь, когда
открываешь самый известный и наиболее значительный роман Ф.М. Достоевского —
“Преступление и наказание” — становится понятным, что такое произведение мог
написать только человек, сам познавший ужас крайней нищеты, прошедший сквозь
тюрьму и каторгу.
Итак, с самых
первых страниц романа его главный герой — студент, вернее, бывший студент
Петербургского университета. Родион Раскольников одержим идеей, допускающей
“кровь по совести”. Раскольников долго размышляет над отечественной и
зарубежной историей и видит, что прогресс осуществляется всегда за счет
кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Опустившись на дно жизни, не
имея даже средств для продолжения учебы в университете (какая там учеба, когда
он даже “спал... так как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим
старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под
которую подкладывал все что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было
повыше изголовье”), Родион задумал ценой “крови по совести”, убийства
совершенно бесполезной с точки зрения .здравого смысла, отжившей уже свой век
старухи-процентщицы, с помощью ее денег осуществить прогресс своей жизни —
безбедное существование, возможность нормально закончить университет и получить
престижную работу.
Родион делит
людей на две категории. К первой — “тварям дрожащим”, принимающим молча и
безропотно любой порядок вещей, он относит старуху. Ко вторым, “сильным мира
сего”, которым ничто не стоит нарушить любые моральные нормы, он относит не
только Наполеона, Магомета, но и себя: “...Вошь ли я, как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или право имею...”
А раз “право
имеет”, так и убивает: “Кровь хлынула как из опрокинутого стакана, и тело
повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу;
она была уже мертвая”.
Казалось бы,
мечта Раскольникова исполнилась: старуха мертва (правда, заодно пришлось
“убрать” и случайного свидетеля, Лизавету), богатство (как потом выяснилось,
лишь небольшая часть) в его руках, живи и радуйся, но герой наш не знает, что
ему делать. Вообще, с какой целью он убил? Родион признается Сонечке
Мармеладовой: “Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я
убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества.
Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы я
чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из
всех живые соки высасывал, мне в ту минуту все равно должно было быть!”
Жизнь ставила
героев романа в такие тупики, когда, с точки зрения Раскольникова,
безнравственным становится самое неукоснительное соблюдение нравственности.
Любимая сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж не по любви за циничного
дельца Лужина с тем, чтобы помочь брату закончить университет. Не пойди Сонечка
Мармеладова на панель — умерли бы с голоду ее домочадцы.
Но преступление
Раскольникова — не выход из тупика, а еще больший тупик. Родиона было
по-человечески просто жаль, если бы он из-за страха разоблачения не
воспользовался награбленным, затаился и жил по-прежнему тихо. Но ведь, совершив
убийство, Раскольников поставил себя в противоестественное положение к
окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу лгать себе и другим, и
эта ложь, эта “игра” иссушают, опустошают душу героя. Преступлением
Раскольников отрезал себя от людей, фактически он не старуху и ее сестру, а
себя убил.
Раскольникова
постоянно тянет к людям, а те не понимают его, принимают за сумасшедшего. И
только Сонечка Мармеладова оказалась способна понять и почувствовать
Раскольникова, сопереживать ему: “...он вдруг поднял голову и пристально
поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд
ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак”.
В классе мы
часто спорили: как мог Раскольников полюбить, мягко говоря, проститутку и, в
свою очередь, что толкнуло Соню на любовь к убийце? Конечно, я склоняюсь к
точке зрения, и уже доказал выше, что и проституция Сони, и убийства
Раскольникова были вынужденными, лишь способами спасения себя или близких от
голодной смерти.
И я рад, что
Достоевский показывает читателям, как их обоих очищает взаимное чувство,
возрождает к жизни любовь. Именно желание примкнуть к людям, глотнуть живой
воды из чистого духовного источника толкнуло Раскольникова к Соне: “Нет, мне не
слез ее надобно было... Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на
человека посмотреть!” Тоска по человеку заставляет Раскольникова принять от
Сонечки “простонародный крестик”. Простонародность тут не случайна. В своем
бунте герой преступен перед законами божескими и человеческими, которые живут в
народе в виде изначальных основ христианской нравственности. Судить
Раскольникова по совести может только Сонечка Мармеладо-ва. Это суд любовью,
состраданием и человеческой чуткостью. С образом Сонечки, на мой взгляд,
связана идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми
во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе “сильных
мира сего”, а в глубинах народной России.
Эпилог романа
мажорен: “Раскольников лежал на нарах и думал о ней. В этот день ему даже
показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него
иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково... Он думал об
ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее
бледное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он
знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”.
Можно только порадоваться
за человека, который, убив себя морально, сумел через любовь возродиться к
жизни. Стоит радоваться за писателя, который донес до нас смысл преступления и
наказания. Имя этого писателя до сих пор высится над миром. Он один из самых
читаемых за рубежом русских классиков.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|