Сочинение: "Всякий человек сам себя воспитать должен"
Сочинение: "Всякий человек сам себя воспитать должен"
"Всякий
человек сам себя воспитать должен"
По
произведениям Тургенева и Чернышевского
Период,
охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся
подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был
назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной
жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих
предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и
др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых
годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном
Сергеевичем Тургеневым в его романе "Отцы и дети", отра-зившем
главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрения-ми поместного
дворянства и молодого разночинского поколения, испове-дующего демократическими
устремлениями и активно несущего в обще-ство новые взгляды. Итак, нигилизм. Каковы
его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов,
первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так
определяет, что такое нигилист: "Нигилист - это человек, который не
склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа
на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Такая позиция
неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать,
вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт
нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность
естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско-хирургическсой академии -
"в принципы не верит, а в лягушек верит"), отрицание искусства,
материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея
самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов,
опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле
Базаров "сам себя воспитывает": поскольку он живет, ориентируясь лишь
на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то
выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент)
он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле
этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает
существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не
способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он
должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть. Как
главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание
выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе "Что
делать?". Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком,
зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман "Что
делать?" был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является
воплощением подвига человека и гражданина. "Новые люди" - Лопухов и
Кирсанов - также "воспитывают сами себя", но теория самовоспитания
была дана Чернышевским в главе "Особенный человек". Образ Рахметова
основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и
последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и
истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В
главе "Особенный человек" есть очень важные слова о Рахметове:
"Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе,
принципы которого он нашел справедливыми, он..." (и т. д.). То есть речь
идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили
Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем
позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку,
революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только
осознанное движение и целенаправленность создают "воспитание самого
себя" в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким
образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно
интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение
собственной личности вплоть до мельчайших подробностей. Образы таких людей, как
Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях
написаны стихи Некрасова:
Природа - мать
Когда б таких
людей
Ты иногда не
посылала миру,
Заглохла б нива
жизни...
И понимание
роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам
немного приблизиться к совершенству.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|