Сочинение: Верность долгу (по повести «Обелиск»)
Сочинение: Верность долгу (по повести «Обелиск»)
Верность
долгу (по повести «Обелиск»)
Тема войны —
почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича
Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся
сложившимся человеком и талантливым писателем. В. Астафьев назвал В. Быкова
правофланговым в шеренге ровесников — сподвижников по литературе, одним из тех
писателей-фронтовиков, которые “заставили и других писать лучше”.
Одной из лучших
повестей Быкова является “Обелиск”, написанная в 1972 году. Она рассказывает о
замечательном человеке, учителе из Сельца — Морозе Алесе Ивановиче. Незаметный,
ничем не примечательный внешне, этот человек по* степенно завоевывает симпатию
читателей своими серьезными поступками, добросовестным отношением к делу и
ученикам. С ребятами у Мороза складываются дружеские отношения. В школе Алесь
Иванович не гнушался никакой работы. Если школе нужны были дрова, он пилил их с
ребятами; добыл книги на русском языке в брошенной панской усадьбе, а потом
читал и объяснял ребятам “Войну и мир” Толстого. Мороз видит в своих учениках
будущих личностей; понимает пользу и необходимость учебы, поэтому отстаивает
каждого ученика. Маленьких Ольгу и Лену Удодовых учитель провожает домой через
лес. Алесь Иванович, может быть, был не так образован, как другие учителя, но
он имел прекрасную душу и доброе сердце.
Недаром Павел
Миклашевич предпочел жить не дома, где его обижали, а у учителя. Мороз сумел
отстоять право ребенка сделать свой выбор. Ученики любили и уважали своего
учителя, хотя никогда не говорили ему об этом в лицо.
Коля Бородич не
уехал в пятый класс и ходил повторно в четвертый, лишь бы в Сельце. Мороз
“спас” Бородича от суда, когда тот осквернил католический храм, взяв вину на
себя. Алесь Иванович “доложил начальству, будто все это результат его не совсем
продуманного воспитания”. А тут и война пришла. Мороз и при немцах остался в
школе работать, детей учить, говоря: “Плохому я не научу. А школа необходима,
не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал
этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько
смогу, разумеется”.
Понял Ткачук,
бывший заведующий РОНО, что работает Мороз “если не на наше нынешнее, так на
будущее. Ведь будет и у нас будущее. Должно быть”.
Вокруг Мороза
сколотилась группа ребят: Коля Бородич, Павел Миклашевич, Тимка и Остап Кожаны,
Смурный Николай и Смурный Андрей. Они хотели защитить своего любимого учителя
от полицая Каина, но без оружия ребята были обречены. Они подпилили основы
моста, полицейские отделались легким испугом, а ребята оказались в тюрьме.
Партизаны ничем помочь не могли. Тогда Мороз добровольно ушел к ребятам, чтобы
в тюрьме поддержать дух воспитанников. “Он им ничего о себе не сказал. Только
подбадривал. Говорил, что жизнь человеческая несоразмерна с вечностью и
пятнадцать лет или шестьдесят — все не более чем мгновение перед лицом
вечности... их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой —
самой высокой из всех возможных в мире наград”. Когда повели всех на расстрел,
Мороз сумел спасти Павла Миклашевича.
Учитель до
конца оставался со своими учениками, видя свой долг в том, чтобы достойно
умереть, коль он не сумел их уберечь.
Повесть имеет
кольцевую композицию. Автор использует “рассказ в рассказе”, прием, придающий
достоверность повествованию. Очевидец рассказывает о событии, которое сам
пережил. Мы верим Ткачуку, его объективному взгляду на поступок учителя Мороза.
Сейчас трудно поверить, что было время, когда честного, самоотверженного
человека могли оклеветать подонки, а доказать правду было невозможно.
Повесть В.
Быкова “Обелиск” — предупреждение нам, что зло легче предотвратить, чем
остановить, когда оно уже возникло.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|