Сочинение: Вакханалия зла
Сочинение: Вакханалия зла
ВАКХАНАЛИЯ
ЗЛА
(ТОТАЛИТАРИЗМ
В ИЗОБРАЖЕНИИ Ю. ДОМБРОВСКОГО: «ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ», «ФАКУЛЬТЕТ НЕНУЖНЫХ
ВЕЩЕЙ»)
Юрий
Домбровский — автор романов «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных
вещей» (1978), которые часто называют «дилогией свободы».
В самом деле, в
образе внешне незаметного, но внутренне несгибаемого музейного работника
Георгия Зыбина писатель показал личность, бесстрашно бросившую вызов
тоталитарной системе и сумевшей отстоять свое человеческое достоинство. Более
того, Ю. Домбровскому удалось воссоздать широкомасштабную, многомерную,
объемную картину деспотии, изнутри вскрыть изощренный механизм бытования зла,
обнажить его изнаночную потаенную мерзость.
В его дилогии
государственная машина насилия и подавления имеет четкую структуру. Наверху
этой гигантской пирамиды находится сам «хозяин», чей образ непосредственно
включен в романное действие. Именно к нему — Сталину — устремляются волнующие
Зыбина мысли, именно с ним хранитель музея, ставший зэком, ведет во сне до
предела накаленный страстями спор о добре и зле, о правде и несправедливости, о
прекрасных целях и средствах их достижения.
Писатель в
деталях воссоздает атмосферу невиданного страха, нагнетаемого сталинской
машиной насилия, охватившего всю страну, проникшего в общественную и в личную
жизнь людей. «В мире сейчас ходит великий страх. Все всею боятся. Всем важно
только одно: высидеть и переждать».
В романе
«Хранитель древностей» Домбровский сравнивает давление страха с силой
невиданного по размерам удава, который становится символом удушения народа. В
романе «Факультет ненужных вещей» возникает такой же выразительный образ
мертвой рощи с бесчисленными «трупами деревьев», задушенных «гибкой, хваткой,
хлесткой змеей-повиликой»: «В этом лесу было что-то сродное избушке на курьих
ножках, или кладу Кощея, или полю, усеянному мертвыми костями».
По мере
развития повествования зло все более сгущается и вместе с тем конкретизируется.
И вот перед нами здание управления НКВД — сумрачное строение на площади,
убивающее «своей однотонностью, безысходностью и мертвой хваткой», намертво
зажимающее собой «целый квартал».
Так постепенно
писатель подводит читателя к описанию гигантской машины тоталитаризма, в своей
смертоносной утробе перемалывающей миллионы безвинных людей, таких, например,
как главный герой дилогии Зыбин. «Вот он попал в машину, колесо завертелось,
загудело, заработало, и нет уже ни входа, ни исхода. И ничего больше не имеет
значения. Ни ложь, ни правда, ни стойкость, ни мужество — ничего! Нелепый
случай его отметил, а остальное доделают люди, к этому призванные и
приставленные».
Запущенный
Сталиным зловещий механизм функционирует во всем обществе, действует на разных
уровнях, даже на уровне детского сознания. Писатель вводит в повествование
фигуру Георгия Эйдинова, школьника-подростка, стукача и доносчика, которого
«бедные педагоги» боялись больше, чем ученики.
Воплощением зла
и разрушения на более высокой стадии выступает в «Факультете ненужных вещей»
машина ОСО (Особого совещания), демонстрирующего правовой произвол,
несправедливость и безответственность. «.. Человек там осуждается без судей,
без статей, без свидетелей, без следствия, без приговора, без обжалования.
Слушали — постановили! Литера ему в зубы! И все!».
На службу тоталитаризму
была поставлена даже самая гуманная наука — медицина. Ее «блестящим»
завоеванием явился научный метод переливания трупной крови. Суть его
заключалась в выкачивании крови из, погибших зэков, приобретшем организованный,
массовый характер. Тоталитарная система, таким образом, становилась вампиром,
вурдалаком, высасывающим кровь из собственного народа. И самое страшное здесь
заключается в том, что государственный вампиризм осуществлялся под маской
невинности, милосердия и добродетели. Автором идеи переливания трупной крови
стала женщина-врач, которую Зыбин мысленно окрестил «Березка»: «У нее были
прозрачные голубые глаза и белые, коротко остриженные волосы. Она была проста,
скромна, никогда не говорил а ни о чем постороннем» и ассоциировалась в воображении
зэка с невинным «солнечным зайчиком».
Как уже было
сказано, машина подавления и уничтожения направлялась опытной рукой. Но в
отличие от многих писателей и публицистов Ю. Домбровский не сосредоточивает
внимание на отрицательных качествах Сталина, а пишет об общем понижении уровня
«мирового добра», о массовом «оподлении» людей. Концепция Домбровского созвучна
позиции А. Твардовского:.
О людях речь
идет, а люди Богов не сами ли творят!.
Эта, казалось
бы, бесхитростная в своей простоте мысль поэта во многом определила пути
правдивого, объемного, неупрощенного художественного постижения эпохи правления
«вождя всех народов».
В трагических
событиях той поры повинны не только личность Сталина — человека, «с короткой
памятью на. все доброе и с великолепной, истинно творческой на все злое и
страшное», но и само общество с его нравственной глухотой. Ведь репрессивный
конвейер «не Иван Грозный нам оставил, не татары занесли, а мы сами на себя
выдумали и взлелеяли».
Воспроизводя
обстановку всеобщего страха, захлестнувшего страну в 1930-е годы, Ю.
Домбровский намеренно подчеркивает важную и многозначительную деталь: если
выяснялось, что у арестованного «хотя бы на самых далеких развилках родства
были репрессированные (а по совести говоря, у кого их тогда не было?), то в
меморандуме он назывался не иначе как «близкий родственник ныне разоблаченного
врага народа». Отсюда — поражающий своей трагической парадоксальностью
результат: фактически весь народ состоял в родстве со своими «врагами». При
этом в «Хранителе древностей» и «Факультете ненужных вещей» писатель
акцентирует внимание на саморазрушительности доносительства, ставшего массовым
зловещим явлением, приводившего к замкнутому кругу: у Аюповой «забрали» мужа,
она, в свою очередь, преследует бывшего ссыльного Корнилова, Корнилов же,
которого защищает Зыбин, в конце концов предает своего товарища. Таким образом,
зло порождает новое зло, которое разрастается, множится и дробится.
И все же как бы
ни были велики потери в результате массовых репрессий, народ уничтожить невозможно
— таково убеждение Ю. Домбровского. Вот почему писатель воспроизводит в своем
повествовании былину, рассказывающую о том, «как перевелись богатыри на святой
Руси». Три богатыря встретили в степи «старикашечку—калику перехожего»,
символизирующего народную силу, и «развалили» его до пояса. Но тем самым
старичков «стало двое», и с каждым ударом меча их становилось все больше и
больше. «И наконец как сомкнулась эта несметная рать! Как гаркнула она! Как
двинулась — и побежали богатыри».
Вера в мудрую
красоту мира, в человека, в способность духовного возрождения народа определяет
позицию Ю. Домбровского и сближает ее с гуманистической традицией русской
классики XIX века.
|