Сочинение: Творчество И.А.Гончарова
Сочинение: Творчество И.А.Гончарова
Творчество
И.А.Гончарова
Иван
Александрович Гончаров (1812 - 1891) уже при жизни приобрел прочную репутацию
одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической
литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы
второй половины Х1Х в., мастеров, создавших классические русские романы, - И.
Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского.
Литературное наследие Гончарова не обширно.
За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат
"Паллада"», несколько нравоописательных рассказов, крити- ческих
статей и мемуары. Но писатель вносил значительный вклад в духовную жизнь
России. Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения
и споры,указывал на важнейшие проблемы и явления современности. Именно поэтому
интерпретация его произведений в статьях выдающихся критиков эпохи - Белинского
и Добролюбова - вошла в сокровищницу национальной культуры, а созданные им в
романах социальные типы и обобщения стали средством самопознания и
самовоспитания русского общества.
Интерес к творчеству Гончарова, живое восприятие его произведений,
переходя от поколения к поколению русских читателей,не иссякли в наши дни.
Гончаров принадлежит к числу наиболее популярных, читаемых писателей Х1Х
в.
Начало художественного творчества Гончарова
связано с его сближением с кружком, собиравшимся в доме Н. А. Майкова,
известного в 30 - 40-х гг. художника. Гончаров был учителем сыновей Майкова.
Кружок Майковых посещали поэт В. Г. Бенедиктов и писатель И. И. Панаев,
публицист А. П. Заблоцкий-Десятовский, соредактор «Библиотеки для чтения» В. А.
Солоницын и критик С. С. Дудышкин. Сыновья Майкова рано заявили о своих
литературных дарованиях, и в 40-х гг. Аполаон и Валериан были уже центром
салона Майковых. В это время их дом посещали Григорович, Ф. М. Достоевский, И.
С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Я. П. Полонский.
Гончаров пришел
в кружок Майковых в конце 30-х гг. со своими, самостоятельно сформировавшимися
литературными интере-сами. Переживший полосу увлечения романтизмом в начале
30-х гг., в бытность студентом Московского университета, Гончаров во второй
половине этого десятилетия относился уже весьма критически к романтическому
мировоззрению и литературному стилю. Он стремился к строгому и
последовательному усвоению и осмыслению лучших образцов русской и западной
литетературы прошлого, переводил прозу Гете, Шиллера, увлекался Кельманом -
исследователем и интерпретатором античного искусства. Однако высшим образцом,
предметом самого тщательного изучения для него было творчество Пушкина. Эти
вкусы Гончарова оказали воздействие на сыновей Майкова, а через них и на
направление кружка в целом. В рассказах
Гончарова, помещенных в рукописных альманахах майковского кружка, - «Лихая
болесть» (альманах «Подснежник» - 1838) и «Счастливая ошибка» («Лунные ночи» -
1839) - ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.
Четкие характеристики героев, тонкая авторская ирония, точность и прозрачность
фразы в ранних произведениях Гончарова особенно ощутимы на фоне прозы 30-х гг.,
испытавшей сильное влияние ультраромантизма А. Марлинского. В этих
произведениях Гончарова можно отметить воздействие «Повестей Белкина» Пушкина.
Вместе с тем в них, а также и в несколько позже написанном очерке «Иван Савич
Поджабрин» -(1842) Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя. Свободное
обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь
повествование, обилие лирических и юмористических отступлений - во всех этих
особенностях рассказов и очерков Гончарова сказывается влияние Гоголя.
Гончаров не
скрывал того, какие литературные образцы владели в это время его воображением:
он охотно цитировал Пушкина и Гоголя, предпослал рассказу «Счастливая ошибка»
эпиграфы из произведений Грибоедова и Гоголя.
Независимость
позиции Гончарова, поиски им своих тем сказались, между прочим, в том, что в
произведениях, созданных в пору наибольшей близости к майковскому кружку, он
выражал ироническое отношение к романтической экзальтации и сентиментальному
мечтательству, которые были не ненужны многим членам майковского кружка.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|