Сочинение: Творчество Ч.Айтматова
Сочинение: Творчество Ч.Айтматова
Творчество
Ч.Айтматова
( краткий
литературный обзор )
Чингиз Айтматов
(род. в 1928 г.) одна из самых замечательных фигур современной советской
литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в
литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных
советских писателей он широко популярен за рубежом. Последние годы он часто
выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах.
Однако прежде
чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал: искал свои темы,
своих героев, свою собственную манеру повествования. С самого начала его
произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное
решение проблем. Таковы ранние повести: "Джамиля" (1957),
"Тополек мой в красной косынке" (1961), "Первый учитель"
(1963). На последней повести остановимся чуть подробнее.
Сам автор
говорил: "... в "Первом учителе" я хотел утвердить наше
понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот
образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее
бессмертных отцах".
Образ учителя,
изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до
боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей-сподвижников не направлена на
то же? И разве не глубоко прав критик В.Панкин, что "уважать учителяэта
наука почему-то дается труднее других".
Постепенно все
шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше стремится проникнуть
в ее тайны, в суть острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова
становится более философской; противоречия, коллизии достигают очень большой
силы. Усложняются способы повествования. Часто неразрывно сливаются
размышления, внутренние монологи героя с авторской речью. Усиливается роль
фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические песни ( "Прощай,
Гульсары!"), предания, мифы, легенды ("Белый пароход",
"Пегий пес, бегущий краем моря"). От этого образы приобретают особое,
символическое значение, углубляется философская направленность произведений.
Некоторые
критики выделяют три периода в творческом развитии Ч.Айтматова.
"Джамиля", "Верблюжий глаз", "Тополек мой в красной
косынке", "Первый учитель"произведения первого этапа. Второй
образуют повести "Материнское поле" (1963 г.) и "Прощай,
Гульсары!" (1966г.). Третий же начинается с "Белого парохода" (
1970 г.). Это также "Ранние журавли", "Пегий пес, бегущий краем
моря" и роман "Буранный полустанок". "Личность и Жизнь,
Народ и История, Совесть и Бытиевот проблемные пары трех означенных ступеней
восхождения Айтматова ко все более глубинным сутям",пишет исследователь
творчества писателя Г.Грачев.
Не просто
отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре
внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет
конкретных примет времени, индивидуальности характеров в философской повести
"Пегий пес, бегущий краем моря". Смысл ее в думах старика Органа:
"... перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто. Но человек
мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед
вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров". Всем своим
содержанием эта повесть является подходом к роману "Буранный
полустанок" ( другое название "И дольше века длится день" ).
Главное в романе это принципиально новое осмысление времени и пространства, это
весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы.
Произведение глубоко философично и художественно.
Не могут не
нравиться и люди труда, вечные труженики, которых с такой любовью изобразил
автор.
Критик делил
творчество писателя на три периода в 1982 году. Но, кажется, перестройка
явилась возможностью для еще более высокого подъема мастерства писателя. С ее
началом выходит в свет "Плаха". Эта книга об отношениях Человека и
Природы, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в ее лучших проявлениях
для нас, и о беде нашего временинаркомании, и многом другом. По охвату тем,
многоплановости, философскому подходу и глубине символики это произведение превзошло
все ранее написанное.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|