Сочинение: "Твой труд переживет тебя, поэт…"
Сочинение: "Твой труд переживет тебя, поэт…"
"Твой
труд переживет тебя, поэт…"
Твой труд
переживет тебя, поэт,
Переживут
творца его творенья,
Живого не
утратит выраженья
С тебя когда-то
списанный портрет.
И. Бунин
Я люблю и ценю
творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя — лауреата
Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота,
смерть, любовь, разлука — все эти вечные темы получили трогательное и
просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи — это страстная
тяга к совершенству, к счастью на земле.
Я где-то читал,
что Бунин мечтал стать вторым Пушкиным или Жуковским. В стихотворении
“Эпитафия”, на мой взгляд, четко видна традиционная духовная связь Бунина с
этими великими мастерами стиха:
Здесь, в тишине
кладбищенской аллеи,
Где только
ветер веет в полусне,
Все говорит о
счастье и весне.
Сонет любви на
старом мавзолее
Звучит
бессмертной грустью обо мне,
А небеса синеют
вдоль аллеи.
По философской
насыщенности это стихотворение Бунина роднится с лучшими образцами философской
лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Баратынского.
Особое место в
поэзии Бунина занимает описание родной природы. Очень точно, мне кажется,
подметил особенность Бунина-живописца М. Горький: “Когда я буду писать о вашей
книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном”. Нравится мне,
как отозвался о таком Бунине Г. Адамович: “... один из последних лучей
какого-то чудного русского дня”.
Удивительное
чувство красоты природы и человеческой души И. Бунин вынес из своего детства,
которое прошло среди орловских лесов и полей. Картины и сюжеты этого сказочно
красивого русского края вошли во многие его стихи и прозу. Даже когда в стихах
Бунина не присутствует человек, его родство с пейзажем четко ощущается:
Тепло и влажный
блеск.
Запахли медом
ржи,
На солнце
бархатом пшеницы отливают,
И в зелени
ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги
болтают.
Уже в ранних
стихотворениях Бунина проявились характерные особенности его поэтического
стиля: четкость и простота сюжетов, красочные эпитеты, щемящее лирическое
чувство. Бунин, словно чародей, завораживает своего читателя, поражая его
воображение слиянием человеческой души и природы:
Вон радуга...
Весело жить.
И весело думать
о небе,
О солнце, о
зреющем хлебе
И счастьем
простым дорожить...
Поэт обращает
внимание читателя на то, мимо чего он мог беспечно пройти, не заметив:
О счастье мы
всегда лишь вспоминаем.
А счастье
всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад
осенний за сараем
И чистый
воздух, льющийся в окно.
Пристально
вглядывается Бунин в настоящее и прошлое России. Итогом его философской лирики
становятся признаки краткости человеческого существования на земле. Человек и
космос притягивают его воображение, рождают смелые мысли:
Сажусь на
камень теплого балкона.
Он озарен
могильно, — бледный свет
Возьмет от
звезд. Не слышно даже звона
Ночных цикад...
Да, в мире жизни нет.
Есть только Бог
над горными огнями,
Есть только он,
несметный, ветхий днями.
По-моему,
способность соединять в своем сознании обыденное и высокое — отличительная
черта большого таланта.
Как всякий
русский поэт, Бунин не миновал в своем творчестве мотивов одиночества,
ностальгических настроений. Видимо, наша родина так просторна и грустна в своем
почти космическом пейзаже, что болезненные чувства одиночества в будущем,
прошлом и настоящем посещают русских поэтов независимо от внешних влияний. Я
думаю, что и без эмиграции, со всеми ее чувственными символами, Бунин был бы
горестно влюблен в свое “одиночество” посреди “русского космоса”. Физическая
разлука с родиной только более оформила эти чувства:
Золотой
недвижный свет
До постели лег.
Никого в
подлунной нет,
Только я да
Бог.
Знает только он
мою
Мертвую печаль,
То, что я от
всех таю...
Холод, блеск, мистраль.
Но и в
эмиграции поэт сохранил свой чудесный — бунинский — русский язык, глубокое
уважение к родному слову. В поэзии Бунин всегда и везде ценил философскую
наполненность, ясность и благородство устремлений.
Известно, что в
последние годы жизни Бунин почти не писал стихов, но зато его проза становилась
все поэтичнее. Высокой поэзией пропитаны такие его прозаические вещи, как
“Лика”, “Солнечный удар”, “Жизнь Арсеньева”. В “Жизнь Арсеньева”, по-моему,
вошли все поэтические мироощущения Бунина, поэтому об этом произведении и
говорят, что оно написано как бы ни о чем. На самом деле — это страстное
желание Бунина излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось ему
повидать в этом мире любви, ненависти и разлуки. Задача — явно поэтическая.
И все же самое
главное место в поэтическом творчестве Бунина занимает тема Родины:
Бесцветный
запах чист — жди к полночи мороза.
И соловьи всю
ночь поют из теплых гнезд
В дурмане
голубом дымящего навоза,
В серебряной
пыли туманно-ярких звезд.
Поэты всегда
немножечко горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего
народа и вообще человечества, поэтому Бунин для меня прежде всего поэт, который
занимает свое достойное место в русской классической поэзии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|