Сочинение: Три правды в рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга»
Сочинение: Три правды в рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга»
Три правды в
рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга»
Прочитав этот
рассказ, кто-то может задать вопрос: “Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и
капитана, его хозяина?” Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ
на него уже в первых строках: “Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает
этого каждый из живших на земле”.
Рассказ “Сны
Чанга” написан в 1916 году, когда возраст писателя приближался к сорока. К
этому времени Бунин успел столько пережить, перечувствовать, прочесть и
увидеть, что этого хватило бы на несколько жизней. Он не уставал от новых
жизненных впечатлений, от встреч и путешествий. Его влекли мудрость веков,
красота мира, достижения человеческой культуры. Особенно сильное влияние
оказало на писателя путешествие на остров Цейлон и чтение книг об учении Будды.
Несомненно, это наложило отпечаток и на бунинскую прозу того периода. В ней
сочетаются лирические, философские мотивы и в то же время ощущаются
трагические, темные и страстные нотки. Человек — это загадка, — убежден
писатель, — а характер его постичь невозможно”.
Вот перед нами
главные герои рассказа — капитан и его верный друг Чанг. Шесть лет они были
неразлучны, делили горе и радость. Сейчас они переживают не лучшие -времена:
“За шесть лет Чанг с капитаном стали стариками, хотя капитану еще и сорока нет,
и судьба их грубо переменилась. По морям они уже не плавают — живут “на берегу”
...в узкой и довольно мрачной улице, на чердаке пятиэтажного дома... Потолок у
Чанга с капитаном низкий, комната большая и холодная.
В ней всегда,
кроме того, сумрачно: два окна, пробитые в наклонной стене-крыше, невелики и
круглы, напоминают корабельные. Между окнами стоит что-то вроде комода, а у
стены налево старая железная кровать — вот и все убранство этого скучного
жилища...” Нищета, убожество, мучительные воспоминания о прошлом, существование
на грани между сном и действительностью — такова теперь жизнь капитана и Чанга.
И не удивительно, что капитан искренне убежден в том, что существует лишь одна
правда на свете — злая и низкая. “Ты посмотри кругом, — говорит он, — ты только
вспомни всех тех, что ежедневно видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на улице!
Друг мой, я видел весь земной шар — жизнь везде такова! Все это ложь и вздор,
чем будто бы живут люди: нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели
существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости.
Жизнь — скучный, зимний день в грязном кабаке, не более...” Его жизненным
убеждением стала “правда еврея Иова, правда мудреца из неведомого племени,
Экклезиаста”: “Помни, человек, с юности твоей те тяжелые дни и годы, о коих ты
будешь говорить: нет мне удовольствия в них!”
Однако в
прошлом было место и другой правде в жизни капитана. Просто тогда он был
счастлив. “Он опять стал рассказывать Чангу о том, что ...есть у него, у
капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена и, в-третьих, чудесная
дочка, и что он, капитан, все-таки очень счастливый человек”. Казалось, весь
мир ему подвластен, а любовь делает этот мир волшебным, ярким, великолепным.
Однако и в это
время посещают капитана мысли о тщетности всего земного, о непрочности
человеческого счастья, о Пути всегосущего, “коему не должно противиться ничто
сущее”. У каждого человека своя судьба, свой жизненный путь, свернуть с
которого опасно да и невозможно. Не потому ли так сложилась жизнь капитана, что
он попытался изменить свой Путь? “Уж очень я жаден до счастья и уж очень часто
сбиваюсь”, — говорит он. Капитан — человек, душа которого обожжена любовью.
Сила его чувства так велика, что весь мир для него воплотился в любимой
женщине. Капитана самого пугает это — разве можно любить так сильно? Можно ли
верить в любовь или это обман? Ведь влюбленного никто не способен убедить в
том, что любимый им человек может не испытывать ответного чувства. Так и живет
капитан, переживая то восторг и радость любви, то мучаясь тревогой и
подозрениями: “Не будет, Чанг, любить нас с тобой эта женщина! Есть, брат,
женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые
от этого от самого никогда и никого не любят”.
Ревность и
сомнения сделали свое дело. Дальнейшая жизнь капитана превратилась в цепь
катастроф и трагедий. Тут и пьянство, и гибель парохода по его вине, и выстрел
в жену. Наконец он очутился на дне жизни — без средств, без хорошего жилья, а
рядом только его верный друг, рыжий пес Чанг. Так капитан и умирает —
разочарованный, потерпевший поражение в схватке с жизнью, искренне убежденный,
что миром правит зло. Это его правда.
Казалось бы,
все понятно — существуют в мире две правды. Одна утверждает, что везде царят
несправедливость, подлость и обман. Согласно другой — жизнь прекрасна и
удивительна. Однако именно Чангу было суждено узнать третью правду. Ту самую,
которая прошла мимо его друга капитана. Эта правда — Любовь. Но не та любовь,
которая обожгла душу капитана, исковеркала его жизнь. В этой новой Любви нет
места сомнениям и обману. Озарение наступает в тот момент, когда после смерти
капитана одинокий и всеми забытый Чанг обретает нового друга и
хозяина-художника: “...и глаза их, полные слез, встречаются в такой любви друг
другу, что все существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет — есть
на земле еще какая-то, мне неведомая, третья правда!”
Трудно
определить словами, что такое эта третья правда. Но вместе с косматым мудрецом
Чангом мы чувствуем, что в мире должна царить только она. Возможно, мы никогда
до конца не поймем ее, но с ее приходом уйдут из жизни горе, невзгоды,
жестокость и ложь. “В мире этом должна быть только одна правда, — третья, — а
какая она — про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен
возвратиться и Чанг”. Эту мысль И. А. Бунин подтвердил такими словами: “Как ни
грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен...”
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|