Сочинение: Традиции русской поэзии XIX века в творчестве И. А. Бунина
Сочинение: Традиции русской поэзии XIX века в творчестве И. А. Бунина
Традиции
русской поэзии XIX века в творчестве И. А. Бунина
В поэзии Бунина
прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь
Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в том, что его поэзия является
результатом его увлечения именно русской поэзией, и в первую очередь поэзией
Пушкина: “Подражал ли я ему?
Но кто же из
нас не подражал? Конечно, подражал и я, — в самой ранней молодости подражал
даже в почерке”.
Пушкин исходил
из точного учета реальных, объективных свойств самого предмета и его
индивидуального к нему отношения. Эмоциональность возникает у Пушкина на
предметной основе, связанной с устойчивыми народными представлениями. В слове были
гармонически слиты объективные признаки предметов и явлений и авторская
лирическая их оценка. При этом Бунин, как и Пушкин, видит в жизни разные
тенденции, вступающие между собой в противоборство, и пытается вскрыть эти
противоречия. Это одно из самых главных наследий Пушкина, которые выявляются в
поэзии Бунина. Содержание стихов всегда соотнесено с мироощущением самого
автора, с его самосознанием и призванием. Пушкин и Бунин эмоционально
сближаются с природой. Центральной темой является желание ощущения новых
впечатлений, охваченность жаждой свободы, стихийное чувство воли, когда душа
стремится к постижению внутренней и внешней свободы. Приобщение к стихии жизни,
питающей душу новыми впечатлениями, непосредственно подготовляет ее обновление.
В поэзии Пушкина и Бунина душевное состояние героя освещается в описании самой
природы. Герой остается как бы наедине с природой. Для Бунина являются
родственными мысли Пушкина о том, что подлинная поэзия в простоте,
естественности реальных чувств, явлений, настроений. Они отражают в своих
стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой. При этом
ощущаются душевные переживания поэтов. Читая, понимаешь, что, в свою очередь,
восприятие непосредственной природы оказывало сильное воздействие как на Пушкина,
так и на Бунина.
Бунин, как и
Тютчев, воспринимает природу целостно, как живой организм, находящийся в
постоянном движении. При этом каждый миг природы проявляется конкретно. Обоих
поэтов природа привлекает в своих катастрофических состояниях, в борьбе
стихийных, светлых и темных сил. Философия романтизма их стихов основывается на
признании жизни как нестихающей борьбы противоположных начал, таинственности и
загадочности этой битвы. В стихотворении описывается мгновенное состояние, но
оно относится ко всему бытию. Суть поэтической философии как у Тютчева, так и у
Бунина не в том, чтобы разъединить или противопоставить, а в том, чтобы слить
эти два начала (“лунный блеск” и “тьму”). При этом вечность передается через
мгновенное. Бунин наследует способность Тютчева рисовать яркую картину
мирозданья. Поэтическое сознание Тютчева и Бунина обращено прежде всего к
“двойственному бытию”, к дисгармонии, в основе которой лежит мятежность бытия.
В миге отражается самое яркое прикосновение к сущности и к истине, воскресает
безграничная мощь творческих стихий. Поэтов неумолимо влечет небо. Поэтому они
так ценят миг, который дает им краткую, но безусловную причастность к
бесконечному. В поэзии Тютчева и Бунина ощущается масштабность, объемность,
устремленность к бесконечности, к “бездне” вселенной (стихотворение Тютчева
“Как океан объемлет шар земной...”).
У Фета Бунин
перенял неуловимые, загадочные и не вполне ясные ощущения, навеваемые природой,
созерцанием прекрасного. Фет более всего ценил в искусстве живую естественность
влечений сердца. Поэтому Бунин, как и Фет, уходит в сферу текучих, зыбких,
подвижных переживаний. Стремление выразить “невыразимое” через мгновенную
лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение — одно из
коренных свойств поэзии Фета, которое было продолжено поэзией Бунина. Он
напрягает слух, зрение, обоняние, обостряет ощущения читателя, чтобы обратиться
к чувственным, эмоциональным способностям человека для восприятия природы
(“Холодным ветром дышат волны”). Он, как и Фет, в буквальном смысле слова
“останавливает мгновенье”, но вмещает в него весь мир в его предметном и
чувственном богатстве.
В заключение
можно отметить, что даже в одном небольшом стихотворении Бунина “Перед бурей”,
написанном в 1903 году, прослеживаются лучшие традиции классиков русской поэзии
— Пушкина, Тютчева и Фета.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|