Сочинение: Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
Сочинение: Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
Тема
одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
Я думал:
"Жалкий человек.
Чего он
хочет!., небо ясно,
Под небом места
много всем,
Но беспрестанно
и напрасно
Один враждует
он — зачем?"
М. Ю.
Лермонтов. "Валерик"
Лирика никогда
не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще
обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас
совершенно по-новому взглянуть на мир, на те или иные явления действительности.
Тема одинокого
человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя
смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые
горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных
сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем из противоборства
с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает,
не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему
мир.
Почти у каждого
поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания
сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая
"Дума". Лирический герой "Думы" одинок, но его волнует и
судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что
лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо
бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей
несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом
мире собственного "я". И самое страшное — порождает равнодушие к миру
и людям. Только в борьбе личность находит себя. В "Думе" поэт ясно
говорит о том, что именно бездействие погубило его современников. Известно, что
многие стихи Лермонтова имеют черновые "зарисовки". Поэт как бы
несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.
В стихотворении
"Гляжу на будущность с боязнью..." он будто прозревает. Теперь поэт
пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это
еще рассказ о личном:
Гляжу на
будущность с боязнью,
Гляжу на
прошлое с тоской
И, как
преступник перед казнью,
Ищу кругом души
родной...
Теперь
смотрите, как развертывается строка "Гляжу на будущность с боязнью" в
трагическую думу всего поколения: Печально я гляжу на наше поколенье! Его
грядущее — иль пусто, иль темно... Читаем дальше:
Земле я отдал
дань земную.
Любви, надежд,
добра и зла...
И сразу
возникают в памяти "алмазной крепости" строки: К добру и злу постыдно
равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы... Какой горечью наполнены эти
строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а
презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
Я в мире не
оставлю брата,
И тьмой и
холодом объята
Душа усталая
моя...
…Толпой угрюмою
и скоро позабытой
Над миром мы
пройдем без шума и следа,
Не бросивши
векам ни мысли плодовитой,
Ни гением
начатого труда.
Поэт — один из
этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в
унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не
только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной
мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное
место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с "небом и землей",
борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную
преждевременную гибель.
Чувством
одиночества наполнены стихи о природе. Одиноко растут сосна и пальма. На севере
диком стоит одиноко На голой вершине сосна... ...Одна и грустна на утесе
горючем Прекрасная пальма растет. Вот старый утес... Одиноко Он стоит,
задумался глубоко. И тихонько плачет он в пустыне. В лирическом, глубоко
взволнованном монологе "Выхо-жу один я на дорогу...", написанном
Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на
них:
Что же мне так
больно и так трудно?
Жду ль чего?
Жалею ли о чем?
Уж не жду от
жизни ничего я,
И не жаль мне
прошлого ничуть;
Я ищу свободы и
покоя!
Я б хотел забыться
и заснуть!
Страшная
духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в
которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы
можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни
как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний —
"что пользы напрасно и вечно желать?.." Строка: "И ненавидим мы,
и любим мы случайно" логически приводит к горькому выводу: "На время
— не стоит труда, а вечно любить невозможно".
Стихотворение
"И скучно и грустно...", названное В. Г. Белинским "похоронной
песнью всей жизни", перекликается с романом "Герой нашего
времени". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же
время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении "И скучно
и грустно..." и в романе "Герой нашего времени" поэт, говоря о
дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается
исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий
принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является
бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над
обществом, понимая, что там "мелькают образы бездушные людей, приличьем
стянутые маски". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но
и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба — вот та
нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и
мысли. Мы не ошибемся, если скажем, что "Парус" у Лермонтова
символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути,
неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как
воплощение абсолютной свободы:
Увы! — он
счастия не ищет
И не от счастия
бежит!
Тема
одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении
"Я не унижусь пред тобой..." он говорит:
Начну
обманывать безбожно,
Чтоб не любить,
как я любил,
Иль женщин
уважать возможно,
Когда мне ангел
изменил?
Особенностью
лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе,
на своем "я", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у
Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии
А. С. Пушкина.
Тема горького
одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно
звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз,
читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится
очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
Нет, я не Байрон, я другой Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром
странник, Но только с русскою душой.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|