Сочинение: Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Сочинение: Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Тема добра и
милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Сейчас,
наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела
статья Ксении Беловой в "Независимой газете" (15 февраля 1995г.)
"Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику
Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так
назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Написаны они на основе
впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф,
Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его
слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между
нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и
ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но
существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему
человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где
человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.
Я прочитал
статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М.Булгакова.
Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а
Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о
милосердии человеческом...
Вот цитата из
дневника Г.Доброва, приведу ее полнстью: "Я предчувствовал, что концлагеря
должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя
корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за
стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от
которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими
кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве
Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни
ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка
в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже,
когда приезжал из Москвы на каникулы".
У Михаила
Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его обитатели
выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя
Ивана Николаевича Бездомного в сумасшедшем доме. Что он увидел вокруг? -
"Комнату с белыми стенами, с удивительным ночным столиком из какого-то
светлого металла и с белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам
он лежал "в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего
веет покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше всего
героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около кровати
"больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый
цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время,
цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись:
"Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите
доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове
"Фельдшерица", и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в
белом чистом халате и сказала Ивану: "Доброе утро".
Почему-то эта
сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! -
Вот что поражет. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по
земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед
и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и
поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные,
даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и
милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание,
искривленные души. Что же у Булгакова в этой главе далше? - "Женщина, не
теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору
вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого
пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся
реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор." Эти потоки солнечного
света, сосновый бор - не просто сосновый бор, а "веселый сосновый
бор", - гимн жизни, красоте добру.
- Пожалуйте
ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутрення
стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная
уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А
чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А
вежливо-внимательный и участливый прфессор с его свитой?! А завтрак, состоящий
из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова
профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас
ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь
помогут."
Сразу невольно
вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы
скорби".
Добро и
милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами.
Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом? -
Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!
Иешуа, по
прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и называет - даже
своих врагов - "люди добрые" .
И не есть ли
истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие"?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/
|