Сочинение: Сын, достойный своей матери
Сочинение: Сын, достойный своей матери
Сын,
достойный своей матери
Яблоко от
яблони далеко не падает.
Пословица
Комедия Д. И.
Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI
век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных
проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое
готовят России Простаковы и Скотинины.
До Фонвизина
слово "недоросль" не имело осудительного значения. Недорослями
назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного
Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый,
иронический смысл. Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает
ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности. До
шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь "недоросли".
Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители
"девичьих". Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но
детство проходит быстро, они должны повзрослеть, пойти на государственную
службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой
жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если
они у них есть), каждый по-своему.
Митрофан —
единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или
государственный служащий. "Похожий на мать"... Уже этим многое
сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная,
хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей
набрала "ценою подешевле", да и тем мешает. Чего стоят ее советы
сыну: "... друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как
ты трудишься!" "Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми,
Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!" Мать воспитывает Митрофана по
своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит
на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с
достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и
своего мнения, Унижает Софью, считая ее нахлебницей.
В Простаковой
мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в
ней женщину, в ней нет ума, милосердия. В некотором отношении Митрофан пошел
дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя
батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит
матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве
и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед
девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что
со своим умом Митрофан "залетит далеко", забывая народную мудрость:
"Что посеешь, то и пожнешь". Видно, народной мудрости она не знала,
ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь
службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.
К Митрофану
пришли учителя, а он ворчит: "Пострел их побери!" Цыфиркина, который
хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает "гарнизонной
крысой", а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью
намерен "приниматься за людей", то есть пороть слуг. Итак, Простакова
воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый
критический момент жизни, когда она. оказалась "у разбитого корыта",
Простакова бросается к сыну с возгласом: "Один ты у меня остался, мой
сердечный друг, Митрофанушка!" — и наталкивается на черствый, грубый ответ
сына: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!" "Злонравие"
сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
Митрофан —
недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики,
ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он
недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других
людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания
своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что
Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль "быть полезным
своим согражданам" в эти головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к
учению, ни к службе и предпочитает положение "недоросля". Настроения
Митрофана всецело разделяет его мать. "Пока Митрофанушка еще в недорослях,
— рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет,
избави боже, в службу, всего натерпится". Много ли таких Митрофанов? Об
этом Вральман сказал: "Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой
тражайший сын — таких на сфете миллионы". "Мы видим, — говорит Стародум,
— все несчастные следствия дурного воспитания".
Сейчас другое
время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья.
Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей
и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|