Сочинение: Своеобразие романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Сочинение: Своеобразие романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Своеобразие
романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Мне хотелось бы
рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном
человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу.
Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никого не
оставляет равнодушным. Это "Мастер и Маргарита".
Сегодня трудно
встретить человека, который не слышал бы о таком романе. Но далеко не каждый
знает, какой долгий и сложный путь пришлось проделать булгаковскому творению,
прежде чем предстать перед судом читателя и получить всемирную известность.
Написав "Мастера и Маргариту", Булгаков отнес роман в редакцию, но
строгая цензура того времени запретила выход романа в свет. Отчаявшись,
Булгаков решает сжечь роман, а через несколько лет, благодаря настойчивости
жены писателя, Елены Сергеевны, восстанавливает его по памяти. Михаил Булгаков
в течение двенадцати лет работал над романом, но прочитать и оценить по достоинству
его смогли только после смерти писателя.
С первой же
страницы тебя захватывают события, описанные в книге, с первой же главы ты
попадаешь в мир булгаковских героев, в мир добра и зла, в мир счастливой любви.
Невольно представляешь себя в той или иной ситуации, задумываешься о том, как
бы ты поступил в данном случае. Начав читать роман, уже невозможно
остановиться, а когда перевернешь последнюю страницу, становится грустно: так
жалко расставаться с уже полюбившимися тебе героями. Особенностью булгаковских
произведений является то, что они во многом автобиографичны. Не является
исключением и роман "Мастер и Маргарита".
В образе
Мастера мы узнаем самого Булгакова, а o прототипом Маргариты явилась любимая
женщина писателя - его жена Елена Сергеевна. Не случайно тема любви - одна из
главных, основных тем романа. Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном
человеческом чувстве - о любви, о бессмысленности сопротивления ей. Мастер и
Маргарита безумно любят друг друга. Неудачи Мастера приносят мучительные страдания
не только ему, но и Маргарите. Чтобы избавить свою любимую от страданий, Мастер
решает уйти из дома, полагая, что этим он облегчит жизнь Маргарите. Но его уход
не только не уменьшает страданий Маргариты, а, наоборот, в несколько раз
увеличивает их. Уход Мастера был тяжелейшим ударом для нее. Она заключает
сделку с сатаной, становится ведьмой, и Воланд возвращает ей возлюбленного.
Булгаков говорит о том, что невозможно противостоять любви. Настоящей любви не
могут помешать никакие преграды.
На страницах
романа Булгаковым представлено множество проблем. Например, проблема
человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это
показывается через образ Понтия Пилата. Понтий Пилат был прокуратором в
Ершалаиме. Он распоряжался судьбами многих людей. Одним из тех, кого он судил,
является Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого
молодого человека. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего
такого, за что его необходимо казнить. Однако Пилат не послушался своего
"внутреннего" голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы и
казнил Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием.
Ему не стало покоя ни днем ни ночью. Вот что говорит о Понтий Пилате Воланд: "Он
говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же, он говорит, что и при луне
ему нет покоя, и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не
спит, а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу и хочет пойти по ней
и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он
чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.
Но, увы, на эту
дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит. Тогда, что же
поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно
какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что
более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу". И
Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он
струсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.
Заслуживает внимания в романе и тема чрезмерной самоуверенности,
самоупоенности, безверия. Именно за неверие в Бога был наказан председатель
правления литературной ассоциации , Михаил Александрович Берлиоз.
Берлиоз не
верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить
думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать поэту, что главное не в том,
каков был Иисус: плох или хорош, а в том, что Иисуса до этого как личности не
существовало на свете, и все рассказы о нем - просто выдумка."Нет ни одной
восточной религии, -говорил Берлиоз, - в которой, как правило, непорочная дева
не произвела бы на свет бога, и христиане, не выдумав ничего нового, точно так
же содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот
на это-то и нужно сделать главный упор". Берлиоза не может переубедить
никто и ничто. Какими бы убедительными доводы о существовании Христа ни были,
он стоит на своем.
Не мог
переубедить Берлиоза и Воланд. Сколько ни говорил Воланд о том, что Бог есть,
Берлиоз не хотел менять своих взглядов и упрямо стоял на своем. За это
упрямство, за самоуверенность Воланд решает наказать Берлиоза и предсказывает
ему смерть под колесами трамвая. На страницах романа Булгаков сатирически
изобразил московских жителей: их быт и нравы, повседневную жизнь и заботы.
Воланд прилетает для того, чтобы посмотреть, какими стали обитатели Москвы. Для
этого он устраивает сеанс черной магии. И буквально забрасывает-людей деньгами,
одевает в дорогие одежды. Но не только алчность и жадность присущи им,
населяющим столицу.
В них живо и
милосердие. Достаточно вспомнить эпизод, случившийся на том необычном сеансе,
когда ведущему программы Бенгальскому Бегемот срывает голову с плеч. Увидев
ведущего без головы, москвичи сразу же просят Воланда вернуть голову
Бенгальскому. Вот как словами Воланда можно охарактеризовать жителей Москвы
того времени. "Ну что ж, - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди,
любят деньги; но ведь это всегда было... человечество любит деньги, из чего бы
они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну,
легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца...
обыкновенные люди ... в общем напоминают прежних... квартирный вопрос только
испортил их..."
Роман очень
обширен по своей проблематике и охватить все конечно же невозможно.
"Мастер и Маргарита" - роман о большой любви, о добре и зле, об
одиночестве в толпе, о репрессиях, о роли интеллигенции в обществе, о Москве и
москвичах. О романе можно говорить бесконечно, и все равно словами всего не
скажешь. Я очень люблю этот роман за то удивительное добро, которое он
излучает, за то потрясение, которое испытываешь при его чтении. Мне кажется,
"Мастер и Маргарита" - бессмертное произведение. Его будут читать и
ценить во все века и времена. Это редкое сочетание ума, души и таланта.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|