Сочинение: Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына
Сочинение: Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына
Суровая
правда жизни в произведениях А. И. Солженицына
...Первым
осмелился сказать правду о сталинизме ...первый призвал и себя, и нас не лгать.
"Литературная
газета". 1989, 7 июня
Не прямой
линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя
появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской
"оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности"
времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению.
Литературный дебют Солженицына состоялся, когда ему было далеко за сорок: в
1962 году в "Новом мире" была напечатана выстраданная в лагерях
повесть "Один день Ивана Денисовича".
Началось
трудное восхождение. Это произведение вызвало огонь
"верноподданнической" критики. Кое-кто открыто обвинял его в
очернительстве советской действительности и прославлении антигероя. И только
благодаря авторитетному мнению А. Т. Твардовского, главного редактора журнала
"Новый мир", повесть была опубликована, заняла надлежащее ей место в
литературе того времени. "Жизненный материл, положенный в основу повести
Солженицына, — писал А. Твардовский, — необычен в советской литературе. Он
несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом
развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени хотя и
отстоят от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое,
каким бы оно ни было, никогда не становится безразличным для настоящего. Залог
полного и бесповоротного разрыва со всем тем в прошлом, чем оно было омрачено,
— в правдивом и мужественном постижении до конца его последствий". Автор
повести показал действительно один день из лагерной жизни "зека"
Ивана Денисовича Шухова, причем день сравнительно удачный.
Жизнь
"зека" писатель показывает не со стороны, а изнутри, подробно
останавливаясь на мелочах быта людей за колючей проволокой. В повести точно
обозначено время действия — январь 1951 года. Кто же такой Иван Денисович? До
войны жил он в маленькой деревушке Телпенево, работал в колхозе, кормил семью —
жену и двоих детей. Во время Великой Отечественной честно воевал, был ранен,
возвратился из медсанбата в часть, попал в плен, но бежал из него, скитался по
лесам, болотам, добрался до своих и вот тут-то и обвинили его в измене,
сказали, что выполнял задание немецкой разведки. "Какое же задание — ни
Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто —
задание". "В самом же деле знал Шухов, что если не подпишет — расстреляют,
и хотя можно представить себе, что он в те минуты пережил, как внутри горевал,
удивлялся, протестовал, но после долгих лет лагеря он мог вспомнить об этом
лишь со слабой усмешкой: на то, чтоб всякий раз возмущаться и удивляться, не
хватило бы никаких сил человеческих... Умирать ни за что ни про что глупо,
бессмысленно, противоестественно. Шухов выбрал жизнь — хоть лагерную, скудную,
мучительную, но жизнь, и тут задачей его стало не просто выжить как-нибудь,
любой ценой выжить, но вынести это испытание так, чтобы за себя не было
совестно, чтобы сохранить уважение к себе".
Что же касается
генетически заложенных в его характере, свойственных русскому крестьянству черт
— трудолюбия, человеческого достоинства, совести, он не поступился ими ни при
каких обстоятельствах. Не один со своей бедой Иван Денисович, У него есть
товарищи по бригаде, так же, как и он, несправедливо осужденные, брошенные за
колючую проволоку. Это и капитан второго ранга Буйновский, и Сенька Кловшин,
совершивший побег из Бухенвальда, готовивший там восстание против фашистов, и
многие другие.
Попытки этих
людей добиться восстановления справедливости, их письма и прошения в высшие
инстанции, лично Сталину оставались без ответа. Люди начинали догадываться, что
это не трагические ошибки, а продуманная система репрессий. Неизбежно возникал
вопрос: кто же виноват в этом? "У иного мелькала дерзкая догадка о
"батьке усатом", другой гнал от себя, наверное, эти крамольные мысли
и не находил ответа. Не в том ли и была для Ивана Денисовича и его товарищей
главная беда, что на вопрос о причинах их несчастья ответа не было". Так в
трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа,
приговоренного к кресту сталинской тоталитарной системой.
Повесть
Солженицына взывала к сознанию живущих не предавать забвению замученных в
лагерях и заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий. Истинно
значительное содержание повести, верность большой жизненной правде, глубокая
человечность в подходе к изображению даже самых трудных объектов потребовали и
соответствующей формы изложения. В "Одном дне Ивана Денисовича" она
ярка и своеобразна в самой будничной обычности и внешней непритязательности,
она менее всего озабочена самой собою и потому исполнена внутреннего
достоинства и силы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|