Сочинение: Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка)
Сочинение: Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение
А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка)
Поздняя Анна
Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она
не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым
опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии,
о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории.
Ахматова
написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и
ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят
к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф
стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные
строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А
начинается оно так: «Не с теми я, кто бросил землю/ На растерзания врагам». А.
А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее
друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни
компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в
другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом,
она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось
вещим.
В тридцатые –
шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав
в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением
общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог
отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля» -
это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по
которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство.
Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь на
калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую нагрузку. В отношении
Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое
четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с
проявлением патриотизма: «В заветных ладанах не носим на груди, / О ней стихи
навзрыд не сочиняем …». Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет
трезвого, мужественного взгляда на Россию.
Анна Ахматова
не воспринимает свою страны как «обетованный рай» - слишком многое в
отечественной истории свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но
нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля «приносит живущим на
ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой
покорности, однако, нет никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного
выбора. И в этом – слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является
для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока;
эта любовь дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским
молоко! м и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим
коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на
физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности,
потому что всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти: «Но
ложимся в нее и становимся ею, / Оттого и зовем так свободно – своею». В
стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые
восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных конструкций. Концы
фраз совпадают с концами строк, что создает мерную «настойчивую» информацию,
которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. После этого следует
четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении
одного стихотворения – явление достаточно редкое в поэзии. В данном случае этот
ритмический перебой служит для противопоставления потоку отрицаний, заявления о
том, как же все-таки воспринимается коллективным лирическим героем родная
земля. Заявление это носит достаточно сниженный характер, что усиливается
анафорическим повтором: «Да, для нас это грязь на калошах, / Да, для нас это
хруст на зубах …». И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется
четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты
поэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине заключенного
в них смысла.
Поэзия Анны
Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах – чувством родины,
болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни
писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об
исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего
существа». (К. Чуковский)
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы = сайта http://sochok.by.ru/
|