Сочинение: Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя
Сочинение: Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя
Социально-историческое
и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя
Произведения
Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и
чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской
действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа,
угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права.
Гоголь -
великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе попытался
сатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов, приспособившихся
добывать деньги за счет глупости других. Гоголь написал много произведений, в
которых тема разоблачения взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала
центральной. Это поэма "Мертвые души", в которой писатель высмеял
общество помещиков-крепостников, чиновников-бюрократов; комедия
"Ревизор", повести "Нос" и "Шинель", показывающие
глупость людей, управляющих государством.
Социально-исторические
черты присущи всем героям Гоголя. Существовавшая социальная действительность
наложила глубокий отпечаток на характеры и взгляды людей того времени. Это
можно показать на примере любого произведения Гоголя. Возьмем, например,
"Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея моральных
уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно
изображает помещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова.
Остановимся
подробнее на типах помещиков. Все они эксплуататоры, высасывающие кровь из крепостных
крестьян. Но пять портретов, выведенных в произведении, все-таки отличаются
друг от друга. Всем им присущи не только социально-исторические, но и
общечеловеческие черты и пороки. Например, Манилов. Он не просто глупый
мечтатель, ничего не делающий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят
из выколачивания пепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах
моста через пруд да купеческих лавок, в которых будет продаваться всякая снедь
для крестьян. Образ Манилова - находка Гоголя. В русской литературе он найдет
продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, как образ Манилова, так и образ
Обломова стал нарицательным. В другой главе появляется
"дубинноголовая" Коробочка, но этот образ не так уж и однобок, как
принято писать о нем в критике. Настасья Петровна - женщина добрая,
гостеприимная (ведь Чичиков попадает к ней ночью, сбившись с дороги),
хлебосольная. Она не так тупа, как принято о ней думать. Вся ее
"тупость" проистекает оттого, что она боится продешевить, продать
"мертвые души" себе в убыток. Она скорее морочит Чичикова. Но тот
факт, что она практически и не удивляется предложению Чичикова, говорит о ее
беспринципности, а не о тупости. Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще
одну черту, порожденную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая
расчетливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек,
бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачем Чичиков
скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших крестьян женское
имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер" (твердый знак).
Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности - к
нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин превратился в
животное, утратил даже пол (Чичиков даже принимает его за женщину), стал
"прорехой на человечестве". Бюрократизм и самодержавие способствуют
появлению в России дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по
головам других, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями. Подтверждением
этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул" своего
учителя, потом повытчика, затем своего товарища- таможенника. Здесь Гоголь
показывает, что страсть наживы убивает в человеке все человеческое, растлевает
его, омертвляет его душу.
В комедии
"Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непорядочность героев.
Главный герой Хлестаков - олицетворение душевной пустоты, фанфаронства,
тупости. Он похож на пустой сосуд, который можно наполнить, чем угодно. Именно
поэтому чиновники уездного города Н принимают его за важную персону. Они хотят
видеть в нем ревизора, и он ведет себя так, как по их понятиям должен вести
себя ревизор-взяточник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту,
хвастовство, стремление выдать желаемое за действительное. В произведениях
Гоголя, как мы видим, показаны не только социально-исторические типы людей, но
и общечеловеческие пороки: пустота, глупость, жадность, стремление к наживе.
Герои Гоголя бессмертны, потому что бессмертны человеческие пороки.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/
|