Сочинение: Смысл названия драмы "Гроза"
Сочинение: Смысл названия драмы "Гроза"
Смысл
названия драмы "Гроза"
После выхода из
печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники видели в
ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году,
когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.
В центре пьесы
общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей "темного
царства" с их жертвами.
На фоне
прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина
природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары
грома. Приближается гроза, но только ли в природе происходит это явление? Нет.
Так что же все-таки подразумевает автор под грозой? В этом названии скрыт
глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он
говорит: "...Недели две никакой грозы надо мной не будет". Тихону
хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под
грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх,
нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание
посылается", поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется
на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает
грехом то, что полюбила Бориса. "Я и не знала, что ты так грозы
боишься", говорит ей Варвара.
"Как,
девушка, не бояться! отвечает Катерина. Всякий должен бояться. Не то страшно,
что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими
грехами..." Один лишь механиксамоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней
зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который
легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего
шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин
говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травка,
каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все
гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали.
Эх, народ. Я
вот не боюсь".
Если в природе
гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение.
Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой
протест Катерина хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться
с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; бросается в Волгу. Во
всем этом заключено главное значение реалистического символа, символа грозы.
Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное,
природное, как и в грозе. Но, хотя в отличие от грозы любовь приносит радость,
у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Однако
Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису:
"...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"
Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве,
кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.
Пьеса была
воспринята современниками как острое обличение существующих в стране порядков.
Добролюбов так говорил о драме Островского: "..."Гроза" есть,
без сомнения, самое решительное произведение Островского... В "Грозе"
есть что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему
мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец
самодурства..." В это верил и сам драматург и его современники.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
Смысл
названия драмы "Гроза"
После выхода из
печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники видели в
ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году,
когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.
В центре пьесы
общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей "темного
царства" с их жертвами.
На фоне
прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина
природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары
грома. Приближается гроза, но только ли в природе происходит это явление? Нет.
Так что же все-таки подразумевает автор под грозой? В этом названии скрыт
глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он
говорит: "...Недели две никакой грозы надо мной не будет". Тихону
хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под
грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх,
нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание
посылается", поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется
на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и
считает грехом то, что полюбила Бориса. "Я и не знала, что ты так грозы
боишься", говорит ей Варвара.
"Как, девушка,
не бояться! отвечает Катерина. Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет
тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими
грехами..." Один лишь механиксамоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней
зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который
легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего
шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин
говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травка,
каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все
гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали.
Эх, народ. Я
вот не боюсь".
Если в природе
гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение.
Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой
протест Катерина хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться
с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; бросается в Волгу. Во
всем этом заключено главное значение реалистического символа, символа грозы.
Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное,
природное, как и в грозе. Но, хотя в отличие от грозы любовь приносит радость,
у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Однако
Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису:
"...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"
Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве, кем-то
обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.
Пьеса была
воспринята современниками как острое обличение существующих в стране порядков.
Добролюбов так говорил о драме Островского: "..."Гроза" есть,
без сомнения, самое решительное произведение Островского... В "Грозе"
есть что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему
мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец
самодурства..." В это верил и сам драматург и его современники.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|