Сочинение: Система персонажей поэмы Гоголя "Мертвые души"
Сочинение: Система персонажей поэмы Гоголя "Мертвые души"
Система
персонажей поэмы Гоголя "Мертвые души"
Один за другим
следуют у меня герои - один пошлее другого.
Николай Гоголь.
Пушкин отдал
Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был
сюжет "Мертвых душ". Гоголь изображает большой губернский город и
имения помещиков этой губернии. Крупным планом в поэме нарисованы образы
помещиков, этих "хозяев жизни", которые отвечают за судьбу народа.
Автор создает типические характеры, крепостники дворяне нередко узнавали в
персонажах "Мертвых душ" самих себя. А между тем, эти образы "не
портреты с ничтожных людей; напортив, в них собраны черты тех, которые считают
себя лучшими других". Только эти лица высшего общества никчемны и пошлы,
они лишены знания гражданского долга, чести, совести. Отношение помещиков к
афере Чичикова обнаруживают полноту эгоистичной замкнутости и равнодушия к
интересам общества, духовное и нравственное уродство. Эти общие черты
выливаются в отличительные свойства каждого душевладельца. Стремясь создать
типический образ, Гоголь использует описание усадьбы интерьер. Так, хозяйство
Манилова "шло как-то само собою".
Его поместье –
это парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность подчеркивают
пустоту обитателей усадьбы. Одинокий дом, редкие кусты сирени, серенькие избы
производят гнетущее впечатление. В комнатах рядом с дорогой мебелью стоят
кресла, покрытые рогожей. А хозяин не понимает, не видит упадка своего
хозяйство. По натуре Манилов обходителен, вежлив, но все это приняло у него
смешные формы. Слащавость, сентиментальность составляют сущность его характера.
Даже речь Манилова слишком туманна: "какая-нибудь этакая наука",
"паренье этакое". Он никому не доставил пользы и живет пустяками.
Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями. Итак, Манилов –
человек "так себе, ни то ни се".
Коробочка –
"одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и
убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки…" Она не
предаются мечтаниям, как предыдущий образ, она расчетлива и занята только
накоплением и своим хозяйством. Захваченная жаждой наживы, она торгует всем:
салом, пенькой, крепостными. Люди для нее – всего лишь одушевленный товар. Она
даже не удивляется странному предложению Чичикова, но боится продешевить:
"Они того… они больше как-нибудь стоят", - о отправляется в город
узнать цену. Чичиков, а вместе с ним и автор, называет ее
"дубинноголовой".
В Ноздреве
Гоголь подчеркивает бесцельную активность: "…он предлагал вам ехать, куда
угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что
хотите". Но так как его начинания лишены цели, то ничто до конца Ноздрев
не доводит. В его разрозненном имении только псарня находится в отличном
состоянии: среди собак он "как отец среди семейства". Он совершенно
спокойно обманывает, у него нет никаких моральных принципов. Крестьяне своим
трудом создают все блага и избавляют помещика от забот. Ноздрев привык получать
то, что хочет, а если кто-то противится, он становится опасным: "Ни на
одном собрании, где он был, не обходилось без истории". Он ведет себя
развязно, грубо. Гоголь иронически называет героя "историческим
человеком". Похожий на медведя, Собакевич обладает всеми соответствующими
повадками. В его теле "совсем не было души". Мебель в доме тоже
напоминает самого хозяина. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в
описании характерных черт героя. Он всегда заботится только о своей выгоде, и
главная его цель – наполнение желудка. Собакевич "хозяйственен", умен
и практичен: он не разоряет крестьян, так как ему это невыгодно. Ко всем он
относится с собственной меткой: плут и мошенник. Собакевич знает, что все в
мире продается, и заявляет Чичикову: "Извольте, готов продать".
Главный герой заключает: "Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в
ладонь". Тема нравственного падения, духовной смерти достигает своей
кульминации в главе о Плюшкине. В имении поражает ветхость, опустошение.
Кажется, жизнь покинула эту деревню: "Бревно на избах было темно и старо;
многие крыши сквозили, как решето…" Дух смерти подчеркивает Гоголь: "
никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…"
Хозяин сам заперся от внешнего мир в своем замке. Подобно ключнице, Плюшкин –
раб вещей, но не хозяин. Из-за своей страсти он не может отличить полезные вещи
от хлама: зерно и мука гибнут, а заплесневый кулич и настойка хранятся. А
когда-то Плюшкин "только был бережливым хозяином". Жажда обогащения
за счет крестьян превратила его в скрягу.
От героя к
герою Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. Образы даны по принципы все
более глубокого духовного оскудения и морального падения. Современники Гоголя
считали, что мертвыми душами в поэме являются сами помещики, а "позади
мертвых душ – души живые" (Герцен). В каждом раскрыта одна из
разновидностей духовной смерти. Рассказ Гоголя о жизни помещиков превращается в
обвинительный акт крепостнической действительности. Автор хочет разбудить таким
образом души людей, единственная цель которых в условиях крепостного право –
прибирать все себе. Спасение России он видел в уничтожении таких хозяев жизни.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/
|