Сочинение: Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сочинение: Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Русская
женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Доля ты! —
русская долюшка женская!
Вряд ли труднее
сыскать.
Н. А. Некрасов
С ранних лет я
полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям
века". Его муза — родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи,
посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это
лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе
женщины-труженицы.
Не мудрено, что
ты вянешь до времени,
Всевыносящего
русского племени
Многострадальная
мать!
Образ
женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", созданный поэтом, навсегда
западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и
бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос": Три
тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть
матерью сына раба, А третья — до гроба рабу подчиняться,
В галерее
замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны —
героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Народная молва приводит
крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со
счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей
нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой
"счастливой" женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и
сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой
славянки", о которой с восторгом писал поэт: В беде не сробеет, — спасет,
Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Естественная красота и
физическая сила под стать ее духовной красоте. Как быстро промелькнули
счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве
повезло: Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья.
Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного
детства быстро миновала. На "седьмом годку", рассказывает Матрена
Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать,
утяточек пасла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую
жизнь грудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене
Тимофеевне огорчений. Самое страшное — это духовное рабство. Матрена
Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готовa петь, плясать: И
добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была. Но как мало светлых
моментов в ее жизни! Один из них помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не
спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило
"подневолье". И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в
рабство. А потом, после замужества, она попала "с девичьей воли в
ад". "Изнурительная работа", "обиды смертные", тяжелые
несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и
многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С
болью говорит она о том, что в ней:
Нет косточки
неломаной,
Нет жилочки
нетянутой.
Я поражаюсь той
стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина
страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда
читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца
Демушку: Я клубышком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку —
Да поздно было звать!. . Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но
огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к
жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам,
становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные
проклятья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них
управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко
бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается
несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от
наказания. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие
муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила
воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за
десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не
встретила живой души", — рассказывает Матрена Тимофеевна странникам.
Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание.
Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала "великую
милость": Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали — Филиппушку
спасли. Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены
Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство
ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей
своей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им
мстить за свои обиды, Я потупленную голову, Сердце гневное ношу! — говорит она.
Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство
мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает: Ты шутишь
шутки, дедушка! — Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедят! Огромная внутренняя
сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те замечательные
качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны
очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том,
какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.
Поэт верит в
то, что Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная — Правда живучая!
Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что
"ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога
самого", найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал
поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт,
утверждая, что "народу русскому пределы не нужны".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|