Сочинение: Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе "На дне")
Сочинение: Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе "На дне")
Реалистическое
изображение Горьким дна общества (по пьесе "На дне")
Время,
обстоятельства жизни, породившие социальное "дно", побудили Горького
обратиться к новой для него теме. В Казани, в Нижнем Новгороде, Москве и
Петербурге писатель видел обездоленных людей, изгоев общества, босяков,
сброшенных в подвалы и ночлежки. У писателя явилась жгучая потребность
рассказать о них и даже представить на театральных подмостках. Пусть все увидят
изнанку жизни.
Пьеса
открывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру.
Упоминание последней не случайно. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной,
доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Далее в
этой ремарке упоминаются тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей,
"желая" их пригнуть, принизить. Я живо представляю себе нары, на
которых лежит Сатин, склонный гордиться своими лохмотьями. Я вижу слева маленькую
каморку, отгороженную ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающая
Анна. Где-то справа другая каморка, принадлежащая вору Ваське Пеплу, имеющему
возможность жить отдельно, независимо. В центре за наковальней копошится бывший
рабочий Клещ и что-то напряженно чинит своим инструментом. Отчетливо вижу
Бубнова, картузника. Перед моим взором предстает Актер, страдающий от
алкоголизма; Барон, вечно бранящийся с проституткой Настей; Татарин с
подвязанной раненой рукой.
Жизнь
обездолила всех этих людей. Она лишила их права на работу, как Клеща; на семью,
как Настю; на благополучие, как Барона; на профессию, как Актера. Этих людей,
которые так любят свободу, жизнь по существу лишила и этого блага. И не
случайно ночлежку свою они воспринимают как тюрьму, распевая в своей песне:
"Солнце восходит и заходит, а в тюрьме моей темно". И далее:
"Днем и ночью часовые стерегут мое окно".
В этих условиях
ни о какой свободе не может идти речь. Но что это за "часовые", о
которых поется в этой скорбной песне? Здесь содержится намек на хозяев жизни,
угнетающих этих обездоленных людей и высасывающих из них последние соки. Таков,
например, Михаил Костылев, содержатель ночлежки. В первом действии пьесы,
повстречав Клеща, он произносит: "Сколько ты у меня за два-то рубля в
месяц места занимаешь? Надо будет накинуть на тебя полтинничек". И тогда
Клещ бросает ему негодующие слова: "Ты петлю на меня накинь, да и
задави".
Горький здесь
использует игру слов, опирается на многозначность слова "накинуть". В
этом обмене репликами в Костылеве обнаруживается характер хищника, спрута.
Костылев может много рассуждать на религиозные темы, говорить о масле в лампаде
и набожно вздыхать. Но вся эта набожность мгновенно улетучивается, когда он
оказывается один на один со своей жертвой. Тогда он может неистово топать
ногами и истерически кричать: "Поганая нищая шкура..." Ценность
человека для этого мещанина определяется наличием у него собственности,
капитала. А раз его нет у его жены, то в ее адрес могут сыпаться подобные оскорбления.
Тем более это относится к обитателям ночлежки, у которых часто пятака нет за
душой. Поэтому их можно топтать, унижать, гнать. Своей елейной речью и
повадками паука-кровопийцы Костылев чем-то напоминает Иудушку Головлева.
Родственна
хозяину ночлежки и его жена — жадная, грубая, злобная и жестокая Василиса. Свою
озлобленность на мужа она нередко выливает на своего любовника Ваську Пепла,
увлекшегося ее сестрой Наташей, и на других ночлежников, которых она люто
ненавидит. Достаточно вспомнить, как набрасывается она на гармониста Алешку:
"Я тебе сказала, чтобы духу твоего здесь не было", а, обращаясь к
Насте, она вопрошает: "Ты что тут торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего
стоишь пнем? Мети пол!" Не случайно Буйнов дает ей такую обобщенную характеристику:
"Сколько в ней зверства, в бабе этой". Да, это именно зверства. Об
этом же свидетельствуют и поступки Василисы. Из ревности она обваривает
кипятком и калечит робкую Наташу, свою сестру, а Ваську Пепла, удачно
использовав для расправы над мужем, спроваживает на каторгу. Всех разметала,
всем отомстила.
Власть этих
хозяев жизни надежно охраняют такие, как полицейский Медведев, обитающий в
ночлежке и считающий, что нужно всех и вся бить "для порядку". Вот
они, те часовые, которые денно и нощно стерегут окно той "тюрьмы", в
которой по многим жизненным обстоятельствам оказались заключенными обитатели
"дна".
Но все эти
персонажи предстают у Горького не только как жертвы царящей несправедливости,
но и как яркие, неповторимые натуры, как люди, способные о чем-то думать, мудро
размышлять, мечтать. Так, Актер мечтает о том, чтобы вылечиться от алкоголизма
и, может быть, снова вернуться на сцену, где он когда-то так блистал. У него
было особое, артистическое имя — Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не
осталось имени, ныне к нему обращаются только с кличкой Актер, но все равно он
мечтает о сценической славе.
Вот и Настя
лелеет свою мечту. Ей грезится французский студент по имени Рауль, о котором
она прочитала в книжке "Роковая любовь" и которого она страстно
любит. Правда, она иногда путает его имя и называет Гастоном, а тут еще Барон
потешается над нею: какая, дескать, у нее, у проститутки, может быть любовь к
студенту? Но все равно она мечтает.
Клещ смутно
надеется вырваться из ночлежки и вновь начать жизнь рабочего человека. Он люто
ненавидит праздных ночлежников, называет их рванью и золотой ротой, ему глядеть
на них стыдно. Правда, в осуществлении этой мечты серьезной помехой является
его больная жена, которая, словно цепями, приковала его к подвалу. Но все-таки
он надеется...
Сокровенное
желание есть и у Анны, на долю которой выпали бесконечные муки и страдания. С
душевной болью она произносит: "Не помню, когда я сыта была... Над каждым
куском хлеба тряслась, всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше
другого не съесть... всю жизнь в отрепьях ходила... Всю мою несчастную
жизнь". Тем не менее, измученная Анна смутно надеется пожить еще немного,
ради чего она готова еще потерпеть.
Васька Пепел
мечтает о свободной и раздольной жизни, когда его не будут называть презренной
кличкой "Вор", когда он сможет жениться на Наташе и уехать с нею. Он
желает так жить, "чтобы самого себя можно мне было уважать". Однако в
самом его прозвище "Пепел" заключен двойной смысл. С одной стороны,
подчеркивается его основательная уже испепеленность, а с другой — дается намек
на какие-то живые искры, а может быть, и пламя надежды, таящееся под этим
пеплом.
Лишь два
персонажа, находящиеся в этой ночлежке, явно не склонны о чем-либо мечтать: это
Бубнов, подверженный "злющему запою", и Барон, у которого все
осталось в прошлом. Примечательна фамилия этого Барона, который, как и Актер,
давно утратил свое имя. В момент особого пьяного возбуждения он неожиданно
вспоминает, что дед его звался Густав Дебиль. С одной стороны, это пышная,
аристократическая, французских корней фамилия, а с другой — слово, происходящее
от французского de bille и рождающее представление о подлинном дебиле,
физически и психологически выродившемся субъекте, ставшим сутенером у
проститутки.
В эту
трагически печальную ночлежку является Лука, он начинает старательно
поддерживать мечтания людей "дна". Он укрепляет веру Анны в
благополучную загробную жизнь, поддерживает мечтания Насти о возможной пылкой
любви, вселяет в сознание Актера веру в возможность излечения от алкоголизма в
бесплатной лечебнице. Он подхватывает слова Пепла о вольной жизни, рассказывает
ему о Сибири, где, оказывается, нужны такие люди, как Васька Пепел.
В конце
третьего акта Лука незаметно исчезает. И всем незадачливым мечтателям
приходится вновь столкнуться с реальной действительностью, безнадежной и
беспросветной. Снова нищета, болезни, пьянство, карточные игры, воровство,
проституция, безжалостный гнет. И теперь им, поднявшимся на крыльях мечты и
словно ударившимся о глухую непробиваемую стену жизни, становится еще тяжелее.
Разбиваются их надежды, сердца, трагически завершаются судьбы. Наташе
ошпаривают ноги, и она попадает в больницу. Васька Пепел отправляется в Сибирь,
но за казенный счет, становясь каторжником. Анна умирает. Клещ примиряется с
окружающим его бытом.
Толчок к
трагическим развязкам дает пламенная речь Сатина о Человеке, ибо становится
невыносимо сопоставлять то, каким человек должен быть, с тем, в какое положение
он ныне поставлен. И вот кричит, мечется, бунтует Настя, полная исступленного
отчаяния, а Актер отправляется на пустырь, чтобы там "удавиться".
Горький скорбит
о таком униженном существовании человека, о столь трагической его судьбе, на
которую тот обречен в условиях бесчеловечной действительности. И всем пафосом
своей пьесы он протестует против такого порядка вещей. Он тоже мечтает — вместе
со своим Сатиным — о таком будущем, при котором имя человека будет звучать
гордо.
Прекрасно
будущее, в котором все будет в человеке и все — для человека, когда люди
забудут о существовании самого "дна". К сожалению, не довелось еще
дожить до этого будущего, но горьковская пьеса укрепляет нас в надежде, что оно
может наступить.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/
|