Сочинение: Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя
Сочинение: Развитие темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя
Развитие
темы "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя
Впервые она
прозвучала в "Медном всаднике" и "Станционном смотрителе"
А. С. Пушкина. Вообще же образ "маленького человека" таков: это не
знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья
человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это
социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед
жизнью.
Порой он
способен на протест. К бунту
"маленького человека" всегда ведет жизненная катастрофа, но исход
протеста - безумие, смерть.
Пушкин открыл в
бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой
темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект",
"Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но
продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург
поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических
социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения
искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где,
"...кроме фонаря, все дышит обманом". Именно в этом страшном,
безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным.
Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или
погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
Человек и
нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в
основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей,
несомненно, - "Записки сумасшедшего". Герой произведения -Аксентий
Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень
беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете
директора и очинивает перья "его высокопревосходительству",
преисполненный величайшего уважения к директору. "Все ученость, такая
ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не
нашему брату чета!" - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению,
репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий
чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его
внутренний мир мелок и убот; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание
Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я
титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?".
Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается
оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен,
почему "что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или
генералам". По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство
человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не
выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со
мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в
вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя".
"Записки
сумасшедшего" - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего
мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин -
порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все
обиды и страдания "маленького человека".
Жертвой
Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин -
герой повести "Шинель". "Он был то, что называют вечный
титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились
вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех,
которые не могут кусаться", - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не
скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего
героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: "В одном
департаменте служил один чиновник Башмачкин -робкий, задавленный судьбой
человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки
сослуживцев. Акакий Акакиевич "ни одного слова не отвечал" и вел себя
так, "как будто бы никого и не было перед ним", когда сослуживцы
"сыпали на голову ему бумажки". И вот таким человеком овладела
всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее
предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской
задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в
порыве отчаяния обратился к "значительному лицу". "Значительное
лицо" - обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с
наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию "маленького
человека". Из кабинета "значительного лица" Акакия Акакиевича
"вынесли почти без движения". Гоголь подчеркивает общественный смысл
конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду
начинает "сквернохульничать, произнося самые страшные слова". И
только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором
был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели "со всех плеч, не
разбирая чина и звания".
Мнение критиков
и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в
"Шинели" "безжалостное издевательство над человеком".
Критик Апполон Григорьев - "любовь общую, мировую, христианскую". А
Чернышевский назвал Башмачника "совершенным идиотом".
Как в
"Записках сумасшедшего" нарушены границы разума и безумия, так и в
"Шинели" размыты границы жизни и смерти. И в "Записках", и
в "Шинели" в конечном итоге мы видим не просто "маленького
человека", а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные,
лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно
судить "маленького человека", ни оправдать его: он вызывает и
сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|