Сочинение: Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
Сочинение: Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
Разбор
рассказа Л. Андреева “В тумане”
Реферат
выполнил Орлов Святослав Григорьевич
РГГУ
1997
I.
Пространство рассказа:
1.
Внутренний мир героя
А) Он несколько
раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь за стулья, и пол под
непривычными босыми ногами был страшно холодный и скользкий, и от этого
необычайного холода становилось особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо
спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою всему этому чистому и хорошему
дому.
Б) Герой
умирает еще задолго до физической смерти:
И все время Павлу казалось, что это писал не
он, а другой какой-то человек, хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и
оттого так многозначительно все им написанное, и оттого так жаль читать
его. И тихая жалость к умершему человеку наполнила его сердце; и
первый раз за много дней Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного,
а не на улице, среди тысяч враждебных и
чуждых жизней.
2. Мир, к
к-рому формально относится герой
Далеко во все
стороны расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и всем одиноким и
скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую громаду.
3. “Бездна”
(сквозной мотив А.)
А) Вы же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя
азами ее контур в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то
сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то?
Б) С надеждою обернулся он к окнам, но
оттуда угрюмо и скучно смотрел грязный городской туман, и все было от него
желтое: потолок, стены и измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы
прошлого заколыхались, посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и
стеная.
В) И в лесу,
где он лежал за кустами, было так темно, что он не видел своей руки, и порой
ему чудилось, что и самого его нет, а есть только молчаливая и глухая тьма.
Герой переходит
из одного пространства в другое под воздействием судьбы, “фатума”, ничего не
делая сам.
II.
Импрессионизм - значимость цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм
+ цветовая ассоциация с Достоевским повтор тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай
меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, ти хо добавил:— Я грязный...
Б) Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы
вскрыть его череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те
мозги животных, что валяются н; бойнях, в грязи и навозе.
смерти, образа
живого города, ведущего к гибели своих жителей.
В тот день с
самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и
прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось
в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна их нарядов
проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно и четко.
2. цветовая
оппозиция земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля - “исчерна-желтая”.
3. звуки и
цвета голосов - окраска внутреннего состояния героя и индикатор их взаимоотношений:
А) говорила
Катя Реймер густым и звучным контральто
Б) Из тьмы
пропищал странный и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха
прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас:
Г) Катя Реймер
ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся:
Д) И точно
разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе смолкло, когда мужской
голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий, запел высоко и страстно:
— Ты мне
сказала: да — я люблю тебя!.. Так ослепительно ярок, так полон живой силы был
этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в
пляске, мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы
так грустны, Катерина Эдуардовна?— повторял он, как жалобную песню, как тихую
молитву отчая; ния, и вся душа его билась и плакала в этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив
(желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел
попробовал задвижку, подошел к столу и взялся
за ручку ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными
ярлыками, и то, как он покупал их в
аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался от него, точно и ему было стыдно
III. Время в
рассказе.
1. Тема
вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте и грязной окраске его (потолка)
было что-то скучное, надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках людей,
которые жили в этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали
что-то свое - и на все наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу
о сотнях других людей.. .”
2. Текстуальное подтверждение цикличности,
вечности происходящего
А) И снова
перед глазами развернулся в высоте потолок.
Б) Потом опять
в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная телега и так кругом
комнаты. И все это было желтое на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и
напоминало не деревню и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь.
3.
Характерно и название книги, к-рую читал Павел “История цивилизации”.
IV.
Композиция рассказа
1.
Непреодолимая граница между героем и миром - все мешает ему преодолеть ее.
'_ а черт!—
ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая, она тупо падала назад прямыми и
равнодушными складками. Внезапно устав и потеряв всю энергию, Павел лениво
отодвинул ее и сел на холодный подоконник.
2.
Композиционно выделяются основные мотивы и образы рассказа:
Но среди идущих
и едущих были женщины, и их присутствие давало картине сокровенный и тревожный
смысл. Они шли по какому-то своему делу и были, казалось, такие обыкновенные и
незаметные; но Павел видел их странную и страшную обособленность: они были
чужды всей остальной толпе и не растворялись в ней, но были как огоньки среди
тьмы.
3. Город в
изображении Л. Андреева.
а) Типичное
влияние города на героя- разрушение личности, утрата моральных ценностей,
несамостоятельность сознания; город действует и направляет своих героев:
С переездом в
город Павел стал особенно мрачен и нервен, и Сергей Андреич боялся за себя, что
не сумеет говорить достаточно спокойно и внушительно.
б) Город, герои
= их идеи. Герой становится я частью окружающего его мира. “Жители города”
“затягивают” героя в “свой” мир.
Двигался туман
и огни, и опять о грудь Павла бились
плечи женщины и перед глазами
болталось большое загнутое перо, какие бывают на погребальных колесницах;
потом что-то черное, гнилое, скверно
пахнущее охватило их, и качались какие-то ступеньки, вверх и опять вниз. В
одном месте Павел чуть не упал, и
женщина поддержала его.
V. Основные
мотивы рассказа
1. 3 осн.
темы рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
Но она не
обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме,
сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и досками заколотила окна.
2.
Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним:
А потом
когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать то же, что делают с продажными женщинами.
VI. Автор и
герой
1. автор знает о герое не
более чем читатель:
Павел быстро
встал и, вероятно, сделал себе очень больно...
2. Отец Павла
не узнает, не знает своего сына (возможно это - перекличка с автором)
Но радость
скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на Павла и думал: кто
этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий, странно похожий на мужчину?
И с тех пор
Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо знакомого мальчика, натыкался на
что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал.
3.
Двойственность героя (его мир делится на “до” и “после”)
(перепев
романтического образа героя “до”)
Тут рассуждения
о жизни, такие серьезные и решитель ные, с таким множеством умных
иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он писал их, а
кто-то пожилой 1 и страшно умный; тут первый трепет скептической мысли, и
первые чистые сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть
неудовлетворенной и не разделенной любви и решение быть гордым,
благородным и любить Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой моги лы.
Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнеч ным блеском: нужно жить, чтобы любить людей,
которые так несчастны. И ни слова о тех
женщинах.
VII.
Квинтэссенция в образе героя понятий пространства, времени, образов, души,
смерти, болезни и города.
А) я
ненавижу тебя!— шептало странное,
бесформенное пятно человека, охваченного туманом и вырванного им из живого
мира.— Я ненавижу тебя!
Б) Как в вате,
задыхается в тумане голос. Бесформенное пятно человека медленно удаляется,
сверкнула около фонаря металлическая пуговица, и все растаяло, как будто
никогда и не было его, а был только мутный и холодный туман.
VIII.
Анафористичность рассказа конец
сюжетный = началу след. действия.
... В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в
свинцовом тумане холодный город. Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и
в саду, опустошенном осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях одинокие,
печальные цветы.
|