Сочинение: Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина -"некаменистая пустыня"
Сочинение: Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина -"некаменистая пустыня"
Противоречивый
образ Печорина. Душа Печорина "некаменистая пустыня"
Роман
"Герой нашего времени" создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с
1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом
подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём
романе.
Реалистически
рисуя своего героя со всеми его противоречиями и "пороками", писатель
в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности,
которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе
идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его
жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил "теорию
страстей" Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном деле
душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер. Именно
из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами
мира внешнего возникли такие определения Печорина, как "эгоист
поневоле", "романтик поневоле".
В начале романа
о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести
"Бэла", "Максим Максимыч"). Но ни один, ни другой не в
состоянии понять этого человека. Поэтому характер его помогает раскрыть такая
форма психологического анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (повести
"Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист"). Первой в
"Журнале Печорина" является повесть "Тамань". Здесь уже
намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям,
любопытство, толкающее его ставить "эксперименты" над собой и
окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и
романтическое мироощущение.
Лермонтовский
герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь
их психологию. В повести "Княжна Мери" автор представляет почти
ежедневную запись жизни главного героя. Интересно, что он почти не пишет о
событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства,
поступки. В этой повести он показан в типичной для него дворянской среде,
представители которой вызывают у него насмешку, иронию, презрение.
Печорин
превосходно понимает лживость и лицемерие "водяного общества" и
высшего света, он видит, что жизнь здесь это или пошлая комедия, или дешёвая
драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно
выделяются ум и искренность Печорина, его образованность, богатство духовного
мира. Стремление к чему-то светлому живёт в душе его, видимо, порождая в нём
такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Спокойное созерцание
красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин натура
активная, и он не может остановиться на этом. В стремлении к "бурям и
битвам" чувствуется желание независимости и свободы, неумение
довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив
герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во
взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера
Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними
возможностями героя и его поведением. Холодность, душевная опустошенность,
эгоизм, равнодушие к людям все эти черты несомненны в Печорине.
И все-таки
нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной
любви. (Душа Печорина "некаменистая пустыня"). Герой устал от
одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не
знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он
сожалеет, что не угадал своего назначения и "утратил навеки пыл
благородных стремлений". "Силы необъятные" не находят настоящего
применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков
подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут
два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может
полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект
для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не
только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств
является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно
угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию
с надеждой умереть "где-нибудь по дороге".
Рассказывая
"историю души человеческой", Лермонтов с исключительной глубиной и
проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной
ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|