Сочинение: Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
Сочинение: Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
Протест
Катерины в драме "Гроза" Островского
А.Н.
Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для
русского национального театра по праву считают "певцом купеческого
быта".
И сидит он,
изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о
прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев:
Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Изображение
мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова
названного "темным царством", стало главной темой творчества
Островского.
Не исключение и
драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.
Сюжет пьесы
прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина
Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека.
Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль "темного
царства" ("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"),
она признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания
жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины
является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза". Добролюбов,
подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном
царстве".
Хорошо и
беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.
Здесь она
чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно,
радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась
цветами.
Рассказывая
потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я жила, ни об чем
не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня
как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Катерина
отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих
чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.
Воспитываясь в
хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это
чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать.
"Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она
Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же
Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной", "чудной".
Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на
смелые поступки.
Рассказывая о
себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я
зародилась горячая!".
Катерина очень
любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее - эмоциональная,
восторженная, музыкальная, напевная - проникнута высокой поэзией и иногда
напоминает нам народною песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла
все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение
обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и
богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую
жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от
которого она пытается и не может уйти.
Попав в новую
семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной
Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.
Мечтательная,
честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело
воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно
жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство
Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает
зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало
ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается... Катерина
кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную
победу над "темным царством". Добролюбов в своей статье, давая оценку
образу Катерины, писал: "Вот истинная сила характера, на которую во всяком
случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в
своем развитии!" То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,
подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье
купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе,
гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|