Сочинение: Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
Сочинение: Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для
русского национального театра по праву считают "певцом купеческого быта". И сидит он, изваянный
резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих
многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного "темным царством",
стало главной темой творчества Островского. Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост и
типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в
муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль "темного царства"
("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания жизнь ее
становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством. Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза".
Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном царстве". Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в
родительском доме. Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень
любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я
жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не
принуждала, что хочу, бывало, то и делаю".
Катерина отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих чувств,
честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все
прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать. "Обманывать- то я не умею;
скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной",
"чудной". Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она
говорит: "Такая уж я зародилась горячая!". Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому
речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам
народною песню.
Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не
училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее
молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой,
суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная,
честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой.
В ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы
и независимости. Этот процесс развивается... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту,
нравственную победу над "темным царством". Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал:
"Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!" То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,
подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого
артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
|