Сочинение: Проблема русского национального характера в прозе XIX века
Сочинение: Проблема русского национального характера в прозе XIX века
Проблема
русского национального характера в прозе XIX века
Федор
Михайлович Достоевский — удивительно тонкий и вдумчивый писатель, сумевший
разглядеть черты русского национального характера и верно, без лишней
сентиментальности передать его черты в своем романе «Униженные и оскорбленные».
Можно сколько
угодно полемизировать, что герои Достоевского, изломанные жизнью, не дают той
картины истинной России, какую видели Пушкин и Лермонтов, Некрасов и
Тургенев... Но, прочитав роман «Униженные и оскорбленные», поражаешься правде
жизни, схваченной автором, сумевшим обрисовать характерные черты русского
национального характера в женских образах: Наташи Ихменевой и Кати и мужских —
Ивана Петровича и Алеши.
Жертвенность
отличает Наташу. Она способна глубоко и искренне любить, забыть себя,
собственное достоинство ради любимого. Ведь точно знала, что недолговечно
счастье, а бросилась в объятия Алеши, как в омут. Теперь она не сожалеет ни о
чем находит в себе мужество не попрекать любимого. Лишь другу Ивану Петровичу,
поверяет свои сокровенные мысли. «Вот и кончилась наша любовь. Полгода жизни! И
на всю жизнь,— прибавила она, сжимая руки. Ее рука горела... — Видишь, Ваня: ведь
я решила, что я его не любила как ровню, так, как обыкновенно женщина любит
мужчину. А любила его, как... почти мать. Мне даже кажется, что совсем и не
бывает на свете такой любви, чтоб оба друг друга любили как ровные, а?...
говорили, что он без характера и... и умом не далек, как ребенок. Ну, а я
это-то в нем и любила больше всего... веришь ли этому?... и будь он хоть
чем-нибудь другой, с характером ль, умнее, я бы, может, и не любила его так...»
Еще
«оригинальнее», самоуничижаясь, относится к любви Катя. «...Она сама нарочно
растравляет свою рану (любовь), чувствуя в этом какую-то потребность,—
потребность отчаяния, страданий...» Но самое интересное, что безвольный,
эгоистичный и избалованный Алеша принимает такое отношение женщин спокойно,
требуя от них полнейшей самоотреченности. Он «любит» обеих, ему «трудно»
сделать выбор между бедной Наташей и Катей с миллионным состоянием. Алеша
покорно ждет своей участи. (Как это похоже на современных мужчин, похваляющихся
своими несуществующими достоинствами.)
Далее
Достоевский приводит удивительный диалог двух любящих женщин, решающих, с кем
возлюбленному будет лучше, а кто должен уйти, пожертвовав собой ради его
счастья. Катя спрашивает Наташу: «Я хочу... я должна... Ну я вас просто спрошу:
очень вы любите Алешу? — Да, очень. — А если так... если вы очень любите
Алешу... то... вы должны любить и его счастье...» Наташа понимает, что, кроме
любви, князя интересуют деньги, а тут преимущество на стороне Кати. Катя почти
клянется: «Я буду его очень любить, Наташа, и вам обо всем писать...» И
невольно задаешь вопрос — чем заслужил Алеша такую любовь этих необыкновенных
женщин? Ведь ни умом, ни характером, ни богатством не блещет. «Добрый»,—
говорят некоторые современные критики.
Но разве
по-настоящему добрый человек принял бы жертву Наташи, заранее зная, что не на
что жить, а отец денег не даст — эта женитьба против его воли. Наташа живет в
«ужасной квартире», а себе Алеша снимает превосходную. Он позволяет себя
обожать, «огорошивая» влюбленную в него Наташу неприятными для нее признаниями.
У него не хватает ни ума, ни душевной теплоты, тобы оградить любящую его
женщину от трудностей. Он действятельно ребенок. Только вот в чем беда, он
останется им веч- Очень удобно жить, не думая ни о чем, не отвечая ни за себя,
а за живущего рядом.
Достоевский
гениально изобразил национальную черту русского мужчины — безответственность и
«детскость». До старости все считают себя детьми. Сначала цепляются за
материнскую юбку, потом за «женину». И как бы ни старался Достоевский придать
Алеше черты положительного героя, не получается полюбить его. Рядом — умный,
самоотверженный, влюбленный Иван Петрович, но Наташа его не любит. Парадокс,
который встречается в жизни на каждом шагу, но ни понять, ни объяснить его
невозможно. Только разве «загадочностью» русского характера, ничем другим.
Поздно Наташа поняла: «Ваня, зачем я разрушила твое счастье?» И в глазах ее я
прочел: «Мы могли быть навеки счастливы вместе!»
Но в том-то и
дело, что это сослагательное наклонение. А в реальной жизни таких не любят.
Остается восхититься гениальности Ф. М. Достоевского, сумевшего увидеть
типичные черты русского национального характера и ярко, точно, без прикрас
вывести его на страницах своего произведения. С годами черты характера
усугубились или обострились, но так было заложено, вероятно, изначально:
сильная, умная, понимающая, самоотверженная женщина и слабовольный, позволяющий
себя обожать неизвестно за какие заслуги инфантильный мужчина. Есть, конечно,
исключения, но они лишь подтверждают правила.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|