Сочинение: Природа в прозе XIX века
Сочинение: Природа в прозе XIX века
Природа в
прозе XIX века
Федор
Михайлович Достоевский — писатель городской стихии, Петербурга, поэтому в его
творчестве мало развернуть картин природы, а где все же автор обращается к ее
описанию это всегда ключ к предстоящим событиям.
Федор
Михайлович придает большое значение внешнепредметному окружению героев своих
произведений, картинам природы Пейзаж у Достоевского играет всегда важную
психологическую роль.
Роман
«Униженные и оскорбленные» начинается символической картины вечернего
Петербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому
проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется,
в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все
дома будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют
на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь
или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли... Удивительно,
что может сделать один луч солнца с душой человека!» Нетрудно заметить, что
автор соотносит картину природы со своим настроением («как будто на душе
прояснеет»).
Перед тем как
перейти к изложению событий, снова дается описание природы. «Но солнечный луч
потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул
из магазинов и лавок». Однако здесь погасший луч — это уже не просто деталь
пейзажа, но и предвестник какой-то беды, какого-то прискорбного события. И
дальше мы узнаем о смерти одинокого старика Смита и его странной собаки. После
этого Иван Петрович переезжает на их квартиру, он постоянно говорит о своей
грусти, сосредотачивая наше внимание на том, что «погода была ненастная и
холодная», «шел мокрый снег», но к вечеру «проглянуло солнце и какой-то
заблудший луч, верно из любопытства, заглянул в мою комнату». «Заблудший луч»
предваряет появление Нелли — внучки Смита. В четвертой части романа примирению
Николая Сергеевича Ихменева с дочерью предшествует замечательное явление:
раздается «довольно сильный удар грома». Глава кончается тем, что Ихменев
прощает Наташу, о ней автор пишет: «Платочек, которым она накрыла голову,
сбился у ней на затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали
крупные капли дождя».
Природа здесь
свидетельствует об очищении, возрождении человеческой души. В своей исповеди
Ихменев разъясняет подлинный смысл символа. «Она здесь, опять, у моего сердца!
— вскричал он,— о, благодарю тебя, Боже, за все, за все и за гнев твой и
милость твою!.. И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на
нас!» Таким образом, Достоевский не только олицетворяет природу, но и весьма
искусно сливает пейзаж с действием, с портретом и характером героя. Эта
художественная манера Федора Михайловича раскрывает его оригинальный талант и
высокое мастерство писателя.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|