Сочинение: Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Сочинение: Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Принципы
психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Философскому,
историческому роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" присущи также
и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед
читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности
или изменяемости.
Одним из
ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению,
стремление к самосовершествованию, к нравственному поиску. Любимые герои
Толстого меняются, нелюбимые статичны. Психологический рисунок последних
предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все
они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы.
Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали,
и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское
самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные
плечи Элен.
В отличие от
нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены
внутренней красотой. Они способны к самоусовершенствованию, к нравственным,
духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа
во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей
внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто
скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх
герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.
Способность к
самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе
поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под
влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь
Андрей в государственной службе.
Толстой первым
в русской литературы изобразил мгновения изменения душевных состояний своих
героев, открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал "диалектикой
души". Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай,
проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии
полного душевного смятения, услышав пение Наташи, понимает, что это важно
всегда, а все остальное преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных
перемен является Аустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над детской
кроваткой, под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.
Важным для
раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к другим людям,
способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море
человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям:
любви, природе, искусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего
этого. Как, например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь их
объединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии",
которая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на
любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже не
воспринимают себя как близких людей /достаточно вспомнить нездоровый эротизм в
отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя
Василия в том, что он лишен "шишки родительской любви" и дети
-"обуза его существования"/. Можно также вспомнить о бездетной Шерер
и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына /любовь
явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает/.
Любимые герои
Толстого плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик
в их душах. Героям открывается их "собственное" небо, с которым
связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.
Важный принцип
психологического анализа изображение снов.
Так, сны Пьера,
например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к
нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые
для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети сон
светлый, гармоничный, сон Николая Болконского сон "болконский",
рассудочный, проблематичный.
Толстой
показывает своих героев в их отношении к искусству, которое выявляет у одних
фальш и бездуховность, у других -тонкость душевного восприятия и глубину
чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле,
показанном сквозь призму восприятия Наташи.
Имена Пьера
Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал
"Войны и мира". Мне кажется, причина этого в том, что автору романа
удалось сделать своих героев необыкновенно жизненными, а характеры их
психологически достоверными, многогранными.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|