Сочинение: "Предчувствую Тебя..."
Сочинение: "Предчувствую Тебя..."
"Предчувствую
Тебя..."
Александр Блок
— известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ?
Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в
строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока, его
раннем творчестве. Может быть, потому, что мне наиболее близок именно этот
период жизни поэта, ведь к нему относятся самые прекрасные, светлые и нежные
его произведения. И я хочу сравнить свои представления о мире с представлениями
молодого поэта. В юношеской лирике Блока ("Стихи о Прекрасной Даме")
все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Все в этой
лирике "робко и темно", зыбко и туманно, подчас неуловимо: только
"намек" весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то
отблески, какие-то "клики"...
И все это —
знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо",
на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, "величавой Вечной Жены",
"Девы — Зари — Купины", в образе которой для Блока воплощалось некое
всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и
возродить человечество к новой, совершенной жизни. Предчувствую Тебя. Года
проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и
ясен нестерпимо. И молча жду, — тоскуя и любя... Кажется, что поэт смотрит на
мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой.
Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит
куда-то на другую планету, планету Любви и Света.
Вхожу я в
темные храмы,
Совершаю бедный
обряд.
Там жду я
Прекрасной Дамы
В мерцаньи
красных лампад...
Эта тема
ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен — господствующая в юношеской
лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу, ловит ее
"знаки", уже и тогда замечает, что вокруг него ширится и растет
"буря жизни" (знаменательно в этом смысле стихотворение "Гамаюн,
птица вещая"), но еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в
идеальном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни
крови, а только музыка, розы, лазурь, "улыбки, сказки и сны". Даже
свои земные, вполне реальные переживания и впечатления юный Блок пытался
истолковать в духе мистической веры, как нечто "сверхреальное".
Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо
прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира, в
котором он пребывал.
Поэзия сплошь и
рядом побеждала в ранних стихах Блока метафизику. И тогда пейзажи и любовные
сюжеты обретали художественную плоть, как, например, в рассказе о безмолвных
встречах с любимой девушкой ("Мы встречались с тобой на закате..."),
где вечерний туман, рябь воды, камыш и весло, которым вооружена героиня,
создают эстетическое, эмоциональное впечатление вне каких-либо мистических
истолкований, и даже "вечерние свечи", загорающиеся на песчаной косе,
теряют свой иносказательный смысл, оказываясь на поверку тонкоствольными
соснами, освещенными заходящим солнцем. Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе — Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной
красе. Александр Блок мечтал о том, что будущий читатель увидит в его поэзии
торжество добра, света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о
будущем, сумеет почерпнуть в них силы для жизни: ...есть ответ в моих стихах
тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить. Так и случилось. Как все истинно
великое и прекрасное в искусстве, поэзия Блока с ее правдой, искренностью,
тайным жаром и магической музыкой помогает и всегда будет помогать людям жить,
любить, творить и бороться.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|