Сочинение: "Пред ликом священной природы…"
Сочинение: "Пред ликом священной природы…"
"Пред
ликом священной природы…"
Более полутора
веков минуло с тех пор, как написана "Сказка о рыбаке и рыбке". Но
многие нелепости, провозглашавшиеся в недавнем прошлом, — "мы призваны покорить
природу" или, пуще того, "мы не можем ждать милостей от природы,
взять их — наша задача", — будто подсказаны незадачливой пушкинской
старухой: Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы
жить мне в окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на
посылках.
Богатый мир
природы, ее гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, А.
Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве
писателей XIX в. мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, то в
творчестве М. Пришвина уже появляются тревожные ноты.
Юность по
природе своей избегает мысли о конечности жизни. А Пришвин напоминает об этом,
тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, как любить всех,
чтобы сохранить внимание к каждому? Чтобы ответить на все вопросы, надо пройти
вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, начатый еще в "Лесной
капели", — найти "ключ к собственной душе". "Лесная
капель" — книга о нравственных исканиях человека, об одиночестве, любви,
страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека.
Прозаические
миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими
наблюдениями, точными описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство
восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и
прелестью "неодетой весны", и звоном "лесной капели", и
очарованием "ореховых дымков". "Глаза земли" — это вершина
поэтического мастерства писателя. Разделенная на три части: "Дорога к
другу", "Раздумья", "Зеркало человека", она
представляет совершенное творение художественной, философской и научной мысли
Пришвина. "Глаза земли" — это путь человека к "душам всех и
каждому в отдельности" через свой собственный опыт жизни; это искусство
художника видеть мир через душу человека и душу природы.
Перед нами
многое открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают
молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами,
болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, щедро наделенный
дарованием и любовью к людям, становится радостным творцом всеобщей жизни.
Каждая фраза,
даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку.
Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное,
целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя
накормлю, ты одинок — я тебя полюблю. Все у писателя — мир, природа, человек —
в совокупности составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь
со злом в любых его проявлениях.
Именно этой
теме посвящена сказка-быль "Кладовая солнца". В ней мы встречаем
знакомые приметы народной русской сказки, начиная со сказочного пейзажа,
разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над
злом. Это повесть, которая пополняет наши знания о жизни.
Читая эту
книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении
леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие
повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на
болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные
болота.
Многое, о чем
пишет Пришвин, не фантазия. В основу всех его произведений положены
действительные события, собственные наблюдения и впечатления. "Нигде в
мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот
возьми, например, слово "родина". Сколько слов с тем же корнем:
родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное
внимание... ".
Пришвин — один
из своеобразнейших писателей. Горький писал о нем: "Ни у одного из русских
писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к
Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... Отлично знаете Вы леса и
болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и
широк мир, познанный Вами".
Слово Пришвина
необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на
переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он
о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя
в лес, быть уверенным, что он предназначен только для отдыха. А ведь жизнь
природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода —
будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные —
будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю —
лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять
родину.
Творчество
Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет
сейчас все шире и шире, слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил
тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib. ru/
|