Сочинение: Повесть «После сказки»
Сочинение: Повесть «После сказки»
Повесть
«После сказки»
Ты отверг то, с
чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение.
Ч. Айтматов
Чингиз
Торекулович Айтматов — современный писатель, родился в 1928 году в горном кишлаке
Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный
партийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся вскоре война тоже
отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства — незатухающая боль
писателя, поэтому он часто обращается к ней в своих произведениях: “Первый
учитель”, “Ранние журавли”, “После сказки”.
Первоначально
повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел написать
элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей, которых он знавал и
которых давно уже нет. Но литература должна перерабатывать реальные факты.
Когда была уже написана половина повести, автор еще не знал, как поведет себя
мальчик в конце, а он уплывает к белому пароходу, своему идеалу.
Очень сильное
впечатление в повести Ч. Айтматова производит на нас образ ребенка: “Один, без
друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве
лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать за ней.
Что уж там говорить, автолавка — это тебе не камни и не травы какие-то. Чего
там только нет, в автолавке!” Большую часть времени мальчик проводит один. Эту
пустоту заполняет своими образами, и у него развивается свой внутренний мир.
Мальчик обращается к камням, травам, разговаривает с ними и с растениями.
Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: “Среди растений —
“любимые”, “смелые”, “боязливые”, “злые” и всякие другие. Колючий бодяк,
например,— “главный врач”. Ребенок с одними находит общий язык, а другими
борется. Но самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед,
который всеми силами старается сделать внука счастливым. Он внушает ребенку
веру в старую сказку о матери-оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть
и своя сказка — про белый пароход, где он представляет себя рыбкой, плывущей
вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Так
мальчик живет до тех пор, пока конфликт в семье, принимавший раньше малые
размеры, не достигает своей критической точки. Дед, столько лет проживший на свете,
сохранивший свою веру в сказку о матери-оленихе, прививший ее также мальчику,
обрывает все разом, убивая марала. Этим прежде всего убивает ребенка, нанося
ему сильнейшую душевную травму, а не себя, как думал он. Дед хочет решить
конфликт мирным путем, взяв всю вину на себя, но его попытка ни к чему хорошему
не приводит. В итоге у мальчика остается • только одна сказка — про белый
пароход, а потом ни одной.
Легенда —
основа повести. Она объясняет зарождение племени бугу, в ней воплощены народные
представления о добре и зле, в ней же предсказывается и трагический финал
произведения. Благодаря сказкам, повесть поэтична, многопланова. Язык Ч.
Айтматова богат, разнообразен, доступен широкому кругу читателей, но за
кажущейся простотой скрывается кропотливый труд мастера: “Сердце мальчика
покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и
зашепталось с ним”.
Образ ребенка
многогранен и раскрывается постепенно автором-повествователем. Через восприятие
мальчика мы видим всех героев повести. Он дает нравственную оценку каждому
персонажу: в этом особенность данного произведения автора. Даже если бы вокруг
мальчика царили добро и красота, и тогда он создал бы в своем воображении мир,
отличный оттого, в котором живет. Такова природа детства, детского сознания.
Ребенок же погибшей легенде противопоставил сказку о белом пароходе и уплыл к
нему со своей детской непримиримостью к законам Орозкула. В трагическом финале
уходит Рогатая мать-олениха, уплывает рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло,
жестокость в них.
Закрыв книгу,
мы, читатели, чувствуем ответственность за гибель ребенка. К этому, наверное,
стремился автор, создавая произведение.
Способность
сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным — не в этом ли
главная задача литературы? И произведение Ч. Айтматова вполне отвечает этой
цели.
Сам писатель
так говорит о себе: “Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться,
искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|