Сочинение: Положительный тип русского человека
Сочинение: Положительный тип русского человека
Положительный
тип русского человека
Целый слой
людей, незаметно, но постоянно творящих подвиг человеколюбия, — это и есть те,
кем стоит и держится русская земля.
«Я пошел, —
говорил Лесков, — искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не
найду хотя бы небольшое число трех праведных, без которых "несть граду
стояния... "»
Первый рассказ
серии о «Трех праведниках» — «Однодум», напечатан только в 1879 году, но
фактическими праведниками были уже герои некоторых вещей начала 70-х
(«Очарованный странник») и даже 60-х («Овцебык»). Таковы изографы-богомазы
«Запечатленного ангела» 1873 г. , желающие, чтобы их творчество обращало людей
к помышлениям о «вышнем проспекте жизненности». Таковы уездные
дворяне-демократы «Захудалого рода» 1873 г. , ставшие «не к масти» своему
сословию и николаевской эпохе. Таков мужик — герой рассказа «Павлин» 1874 г. ,
который «являет себя... в борьбе чувств» равным благороднейшему из героев
романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: узнав, что его жена любит другого, он
фиктивно объявляет себя умершим, добиваясь ее венчания с любимым. Таков дикарь
Зырянин из рассказа «На краю света» 1875 г. , оказавшийся носителем высшего
гуманизма, которого и не подозревают в нем «человеколюбцы» по должности —
миссионеры.
Среди
праведников Лескова есть две категории людей. Одни живут «элементарными»
инстинктами сострадания и доброты. Другие ищут и находят своему трудному пути
защиты добра некое христианско-философское обоснование, создавая «труды»
практического гуманизма. Лев Толстой в 90-е годы XIX в. называл мужика «нашим
учителем». Лесковские праведники — тоже учителя жизни, поставленные писателем в
образец. Праведник устремляет взгляд внутрь себя и — требовательный прежде
всего к себе — от себя же добивается следования евангельскому нравственному
идеалу, понимаемому писателем как «почвенная» идеология трудового класса, в
исключительных случаях усваиваемая «отщепенцами» класса дворянского. «Дух...
бьет в совесть» таких людей, как слуга Павлин Певунов или квартальный Александр
Рыжов, и они становятся неуступчиво последовательны, неукротимы в движении к
цели. Борясь с носителями порока и виновниками человеческих несчастий, они
готовы преступить даже заповедь «Не убий». «За нее... за жену... за беззащитную
— клянется смиренник Певунов, — во храме господнем убью» («Павлин»).
Чудаковатость,
странность типов праведников, их образ мыслей отражали запутанность русской
жизни, в которой не приходилось «удивляться возникновению самых невероятных
причудливых сочетаний идей». Вполне понятно, почему, предъявляя счет
окружающему миру, герои облекали свое протестующее чувство в формы религиозного
противостояния. Таково было обличье народного — крестьянского утопизма,
по-своему влиявшего на философию и литературные жанры Л. Толстого, Ф.
Достоевского, народников.
Зачастую
временем действия праведников Лескова была николаевская эпоха. Это не меняло
объективного звучания произведений. Реакция 80-х годов XIX века, закрывавшая
рот российским литераторам «кляпом цензуры», мало чем отличалась от
последекабристской «Глухой поры». «Периоды торжества деспотизма незабываемы, —
утверждал Лесков. — Наиболее жестокие вечно напоминают о себе, повторяясь в
веренице рецидивов, если политические и моральные основания режима остаются
непоколебимы». Россия, живущая старыми нормами отношений к человеку, еще не
вырвалась из плена прошлого, и, значит, разговор о прошлом современен.
Чудаки-праведники Лескова — это всегда неудобные окружающим, самобытные и не устроенные
в быту люди. Писатель почти не высказывает к ним симпатии, да и трудно
симпатизировать Василию Петровичу Богословскому («Овцебык»). Писатель как бы
нагнетает внешние отрицательные черты героя, сосредотачиваясь на его душевных
порывах.
Лесков изо всех
сил старается убедить читателя в «праведничестве» своего героя, но почему-то в
конце «позволяет» ему умереть. Время для чудаков не наступило, слишком они
душевно ранимы, хотя неприхотливы в быту. В своих героях Николай Семенович
подчеркивает скорее оригинальность, чем типичность, и в этом состоит
особенность его литературных образов и его самого как мастера слова.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|