Сочинение: Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова
Сочинение: Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова
Поэт и
общество в лирике М.Ю. Лермонтова
Значительную
часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта
и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных
взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется,
что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении
"Пророк". Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает
именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем
"Пророке": "С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение
пророка..."
Можно отметить
идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма
Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И
если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов
показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя
полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: "В меня все
ближние мои бросали бешено каменья". "Шумный град" встречает
лермонтовского героя насмешками "самолюбивой" пошлости, презрением.
Различие
трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин
наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в
описание своего героя чисто человеческие черты , даже бытовые подробности: он
худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной
оскорбительные возгласы:
...Как он
угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как
он наг и беден,
Как презирают
все его!
У Пушкина мы
видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно
иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко
пессимистично.
Тема поэта и
общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова,
как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист, читатель и
писатель" и др.
Так
стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произведением,
которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за него поэт был сослан
на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт
клеймит тех, "кто жадною толпой" стоит у трона, кто явился истинной
причиной гибели Пушкина. Именно они - гонители таланта, сплетники, наушники,
"свободы, гения и славы палачи" стали причиной смерти поэта.
В другом
стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта тема взаимоотношений
поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь
Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов.
Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает
нам о кинжале , когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке,
висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой
поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал
"как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных") забыты,
толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на
обнадеживающий:
Проснешься ль
ты опять,
Осмеянный пророк,
Иль никогда на
голос мщенья
Из золотых
ножон не вырвешь
Свой клинок,
Покрытый
ржавчиной презренья!
Недаром в конце
этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом
гражданской, богом данной поэзии.
Тема поэта и
поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.
Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову,
Пастернака и других поэтов современности.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|