Сочинение: Поэма "Реквием" Анны Ахматовой как выражение народного горя
Сочинение: Поэма "Реквием" Анны Ахматовой как выражение народного горя
Поэма
"Реквием" Анны Ахматовой как выражение народного горя
( анализ
языковых и художественных средств )
Неужели никому
из них (новым поколениям) не суждена величайшая радость: читать,
например,"Медного всадника", восхищаясь каждым ритмическим ходом,
каждой паузой, каждым пиррихием?
Корней
Чуковский.
"Только
вот поэтов, к сожалению, нету. впрочем, может, это и не нужно",писал
В.Маяковский. А в это время прекрасных поэтов, которые служили искусству, а не
классу, травили и расстреливали. Видимо, не считал за истинного поэта Владимир
Маяковский и Анну Андреевну Ахматову.
Судьба ее даже
для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая
Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к
этому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сын Лев. Судьба отца
повторилась в сыне. В тридцатые годы по ложному обвинению он был арестован.
"В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде",-вспоминает Ахматова в предисловии к "Реквиему".
Жутким ударом, "каменным словом" прозвучал смертный приговор,
замененный потом лагерями. Затем почти двадцать лет ожидания сына. В 1946 году
выходит "знаменитое" ждановское постановление, которое оболгало
Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов. К счастью, поэтесса
смогла выдержать все эти удары, прожить достаточно долгую жизнь и подарить
людям чудесные произведения. Вполне можно согласиться с Паустовским, что
"Анна Ахматовацелая эпоха в поэзии нашей страны". Анализировать такую
сложную вещь, как поэма "Реквием", трудно. И, конечно, я смогу
сделать это только поверхностно. Сначала небольшой словарь.
Лирический
герой (героиня) образ поэта в лирике, как бы "двойник" автора-поэта.
Это способ выражения авторских чувств и мыслей. Соотношение между лирическим
героем и поэтом примерно такое, как между литературным героем и реальным
человеком (прототипом).
Сравнениесопоставление
двух предметов и явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного
другим. Сравнение состоит из двух частей, соединенных союзами так, как будто,
словно, будто и другими. Но может быть и бессоюзным, например, у Ахматовой:
" И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград".
Эпитет
художественное определение. Оно выражает часто отношение автора к предмету
путем выделения какого-то наиболее важного для этого автора признака. Например,
у Ахматовой "кровавые сапоги". Обычное определение (кожаные сапоги)
не будет эпитетом.
Метафораупотребление
слов в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на
другие, в чем-то сходные. У Ахматовой: "А надежда все поет вдали",
"Легкие летят недели". Метафораэто как бы скрытое сравнение, когда не
называется предмет, с которым сравнивают. Например, "желтый месяц входит в
дом" метафора. А если бы: "желтый месяц входит", как гость
(призрак и т.п.), то сравнение. Антитеза противопоставление: оборот, в котором
сочетаются резко противоположные понятия и представления. "... И мне не
разобрать теперь, кто зверь, кто человек" (Ахматова).
Гиперболапреувеличение, основанное на том, что сказанное не следует понимать
буквально, оно создает образ. Обратным гиперболе будет преуменьшение (литота).
Пример гиперболы: Еле в стул вмещается парень.
Один кулак -
четыре кило.
Маяковский.
Главная мысль
поэмы "Реквием"выражение народного горя, горя беспредельного.
Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и
тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания
многих художественных средств. Интересно, что среди последних практически нет
гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что
преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности.
Все эпитеты
подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать
запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска "смертельная",
шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные
маруси" (арестантские машины, иначе "черный ворон(ок)". Часто
употребляется эпитет "каменный": "каменное слово",
"окаменелое страдание" и т.д. Многие эпитеты близки к народным:
"горячая слеза", "великая река" и т.д. Вообще же народные
мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:
И я молюсь не о
себе одной,
А обо всех, кто
там стоял со мною
И в лютый
холод, и в июльский зной
Под красною
ослепшею стеной.
Обращает
внимание последняя строчка. Эпитеты "красная" и "ослепшая"
по отношению к стене создают образ стены, красной от крови и ослепшей от слез,
пролитых жертвами и их близкими. Сравнений в поэме немного. Но все так или
иначе подчеркивают глубину горя, меру страданий. Некоторые относятся к
религиозной символике, которую Ахматова часто использует. В поэме есть образ,
близкий всем матерям, Матери Христа, молча переносящей свое горе. Некоторые
сравнение не изгладятся из памяти:
Приговор... И
сразу слезы хлынут,
Ото всех уже
отдалена,
Словно с болью
жизнь из сердца вынут...
И вновь
народные мотивы: "И выла старуха, как раненый зверь". "Буду я,
как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть". Надо вспомнить
историю, когда Петр 1 сотнями казнил мятежных стрельцов. Ахматова как бы
олицетворяет себя в образе русской женщины времени варварства (17 век), которое
вновь вернулось в Россию.
Больше всего,
мне кажется, в поэме использовано метафор. "Перед этим горем гнутся
горы...". С этой метафоры начинается поэма. Это средство позволяет
добиться удивительной краткости и выразительности. "И короткую песню
разлуки паровозные пели гудки", "Звезды смерти стояли над нами",
"безвинная корчилась Русь". А вот еще: "И своей слезой горячей
новогодний лед прожигать". Вспоминается Пушкин, любимый поэт Ахматовой,
"лед и пламень". Вот еще один ее мотив, очень символичный: "Но
крепки тюремные затворы, а за ними каторжные норы..." перекликается с
посланием декабристам. Есть и развернутые метафоры, представляющие целые
картины:
Узнала я, как
опадают лица,
Как из-под век
выглядывает страх,
Как клинописи
жесткие страницы
Страдание
выводит на щеках.
Мир в поэме как
бы разделен на добро и зло, на палачей и жертвы, на радость и страдания.
Для кого-то
веет ветер свежий,
Для кого-то
нежится закат -
Мы не знаем, мы
повсюду те же,
Слышим лишь
ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые
солдат.
Здесь даже тире
подчеркивает антитезу. Это средство используется очень широко. "И в лютый
холод, и в июльский зной", "И упало каменное слово на мою еще живую
грудь", "Ты сын и ужас мой" и т.д.
В поэме много и
других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений, удивительны
комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и
переживаний.
Для создания
нужного эффекта Ахматова употребляет почти все основные стихотворные размеры, а
также различный ритм и количество стоп в строках.
Все эти
средства лишний раз доказывают, что поэзия Анны Ахматовой, действительно,
"свободная и крылатая".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/
|