Сочинение: Почему Софья полюбила Молчалина?
Сочинение: Почему Софья полюбила Молчалина?
Почему Софья
полюбила Молчалина?
Героиня
которая нарушает нравственные основы.
Соединив в
комедии "Гоу" черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от
однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительных
персонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин,
Фамусов и другие.
Не зря Гончаров
отметил и оценил в Софье "черты характера живого и реалистического".
У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна,
решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья -
"мудрая". Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая,
соответствует характеру молодой девушки ("Счастливые часов не наблюдают").
Софье в комедии отведена непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических
ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.
Вспомним
эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее
комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходу
сон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных
способностях.
Чацкий полюбил
Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в
принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки
вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: "Я вас без памяти
люблю". Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно
взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает ("Ей сна нет от
французских книг"), но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в
которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в
обществе).
Софья
восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя
любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном
герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья
вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей:
"возьмет он руку, к сердцу жмет…". Именно так ведут себя герои
французских романов.
Но Чацкий не
таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал
странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили
существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых
девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку
же они могут не перенести.
Так произошло и
с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма - непонимание
одного героя другим. В пьесе "Гоу" каждый герой составляет себе
жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схемы). Нет
ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа,
худо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не
умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник
отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого
человека…
Следование
литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению,
крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет быть
счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать,
который так соответствует роли "мужа-мальчика, мужа-слуги". Софья отвергает
Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому,
что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: "Да
этакий ли ум семейство осчастливит?" Поэтому Г-дов так писал о своей
героине: "Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку".
В конце пьесы
Чацкий обвиняет героиню в забвении "женского страха и стыда": А
милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, - За двери
прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли
героиню: "Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее
круга. Она нарушила приличия!" Софья бросила тем самым вызов старым
взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья -
нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене
не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм
поведения.
В отличие от
Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих:
"Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?" Софья Павловна в
своих ошибках обвиняет себя: "Не продолжайте, я виню себя кругом".
Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки.
Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения,
жизни, отказывает в этом праве Софье. Софья спокойно держится в последней сцене
комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина.
Героине очень
тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной,
образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим
молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе "Евгений Онегин"
писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои,
которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода "горе от
ума", если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепить
жизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.
Любовная линия
пьесы означает одну простую истину, жизнь - сокровенное горение, полет. Г-дов,
по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном в жизни - о
любви. Гончаров писал, что в Софье "есть сильные задатки недюжинной
натуры". И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой
девушке "черты характера живого и реалистического". Именно Софья Павловна
Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|